Программа профессионального развития педагогов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а
Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического
совета МАДОУ «Сказка»
Протокол № 04
« 31 » мая 2021 г.

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГОВ МАДОУ «СКАЗКА»

НА 2021 – 2023 ГГ.

Содержание
1. Паспорт программы
2. Актуальность
3. Цель, задачи программы
4. Условия реализации, принципы
5. Анализ кадровых условий
6. Основные направления, обеспечение реализации
программы
7. Механизмы реализации программы
8. Система мероприятий
9. Ожидаемые результаты
10. Мониторинг выполнения программы
11. Литература

Стр.

1. Паспорт программы профессионального развития педагогов
Таблица 1
Наименование
программы
Разработчик
программы
Назначение
программы

Цель программы

Задачи
программы

Сроки реализации
программы

Программа профессионального развития кадров (далее Программа)
Рабочая группа педагогов
Старший воспитатель
Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей
педагогов и обеспечение условий длявключения педагогов в
творческий процесс
Создание условий для обеспечения непрерывного профессионального
развития педагогов и формированиятворчески работающего
коллектива педагогов-единомышленников, обеспечивающих престиж
образовательного учреждения
1. 1. Создать систему непрерывного профессионального развития
педагогических
кадров через использование активных
форм
методической работы (сетевое взаимодействие, обучающие
семинары, открытые просмотры, повышение квалификации,
прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах
профессионального мастерства, наставничество).
2. 2. Способствовать формированию основных профессиональных
компетенций
педагогов
для
эффективного
применения
образовательных технологий.
3. Обеспечить
консультативно-методическое
сопровождение
педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы.
Совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать,
обобщать и транслировать результаты собственной деятельности на
высоком уровне в педагогическом сообществе.
4. Способствовать росту педагогического мастерства, развитию
инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в
целом.
5. Поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в
поиске и освоении новых педагогическихидей.
2021-2023гг.

Участники
программы

Педагогический коллектив

Ожидаемые
результаты

1. Создание современной, гибкой системы непрерывного
профессионального развития педагогических кадров ДОУ.
2. Устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов,
повышение степени профессиональной удовлетворенности,
развитие индивидуальности, творческойактивности, мотивации
труда.
3. Увеличение доли педагогических работников, реализующих
инновационные педагогические технологии, авторские программы,
принимающих участие в профессиональных конкурсах разных
уровней.
Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
создание личных сайтов, страниц винтернете.
4. Накопление и диссимиляция передового педагогического опыта,
распространение на разных уровнях.
5. Повышение престижа образовательного учреждения через рост
квалификации педагогических кадров.

Механизм реализации

Система организации
контроля

Разработка:
 диагностических карт профессионального мастерства
педагогов; анкетирования;
 индивидуального маршрута профессионального развития;
 рекомендаций по планированию, организации и
проведениюобразовательной работы с детьми;
 конспектов (технологических карт) мероприятий,
проектов,методических пособий;
 оформление портфолио педагога.
Текущий контроль: директор ДОУ, старший воспитатель

2. Актуальность
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие
профессионально подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО,
профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе развития
кадрового потенциала в ДОУ. Профессиональная деятельность педагога требует постоянного
обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения
уровня своей компетенции. Знания интерактивных форм и методов обучения, критериев
технологичности;
владения
технологиями
целеполагания,
проектирования,
диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также
особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической
деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное
профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать
профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в
реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием
знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Проблемы:
- неготовность педагогов к внедрению новых технологий;
- недостаточная активность в профессиональном развитии.
Необходима систематическая работа с педагогами, направленная на повышение
профессиональной компетентности, профессионального роста.
Программа «Профессионального развития педагогов МАДОУ «Сказка» (далее Программа)
направлена на удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и
обеспечение условий для включения педагога в творческий процесс.
3. Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального
развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов –
единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения.
Задачи:
Создать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров через
использование активных форм методической работы (сетевое взаимодействие, обучающие
семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации,
участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество);
 способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для
эффективного применения образовательных технологий;
 обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их
потребности и выявленные проблемы;
 совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и
транслировать результаты собственной деятельности на высоком уровне в педагогическом
сообществе;
 способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого
потенциала педагогического коллектива в целом;
 поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении новых
педагогических идей.
Сроки реализации Программы: 2021-2023 гг.
Участники программы: педагоги ДОУ.
4. Условия реализации:
 персональный подход к каждому педагогу. Важно выстроить индивидуальный
образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей,
профессиональных интересов, уровня квалификации;

 формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать, зачем
ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание,
уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде наградного материала,
возможность участия в профессиональных конкурсах на разных уровнях;
 создание комфортной, творческой, информационной среды;
 нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание
условий для общения в деловых профессиональных кругах. Изучение нового через практикоориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение городских
методических объединений, педагогических чтений, конференций, профессиональных
конкурсов.
Принципы:
1. принцип непрерывности профессионального развития педагогическихработников;
2. принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при
сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога истандарта;
3. принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных
партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий,
обеспечение устойчивости развития за счёт системногоэффекта взаимодействия);
4. принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников
развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться визменившейся ситуации);
5. принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка- практикасамообразование-профессиональное общение);
6. принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов - необходимый
источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального роста самого
педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического творчества;
7. принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной
деятельности
педагогов.
Организованный
системный
контроль
стимулирует
профессиональный рост педагога.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими
особенностями познавательной деятельности взрослых. Процесс методического сопровождения
педагогов строится с учетом следующих требований:
 овладения способами самостоятельного познания и перехода врежим саморазвития;
 ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
 ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её
совершенствования;
 проблемного построения содержания семинаров-практикумов, требующих от педагогов
творческого синтеза мышления;
 использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский характер и
направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его
переработку.
5. Анализ кадровых условий
Качество образовательной работы зависит от профессиональной характеристики педагогов.
Педагогический коллектив отличается стабильностью, постоянным развитием. Коллектив
представляет собой сочетание опытных и начинающих педагогов, что позволяет сохранять и
передавать традиции, способствует обмену опытом и увеличивать ресурс работоспособности.
МАДОУ «Сказка» укомплектовано педагогами согласно штатному расписанию на 100
процентов. Общее количество работающих - 51 человек, в том числе педагогических работников – 24
человека.
Образовательный процесс в МАДОУ «Сказка» осуществляют 19 воспитателей, 2
музыкальных руководителя, 1 инструктор по физической культуре, 3 учителя-логопеда, 1 педагогпсихолог/деффектолог, 1 социальный педагог, 1 старший воспитатель, 1 педагог дополнительного
образования (изобразительная деятельность).

В 2021 году прошли аттестацию 5 педагогов. 4 педагогам впервые по итогам аттестации
присвоена 1 квалификационная категория (2 воспитателя, 2 учителя-логопеда), 1 педагог (старший
воспитатель) подтвердил высшую квалификационную категорию.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается
освоением работниками образовательной организации дополнительных профессиональных
образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации ежегодно проходят все педагоги МАДОУ «Сказка» в
соответствии с программой саморазвития, профессиональными потребностями.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ осуществляется
наставничество.
В МАДОУ «Сказка» работают педагоги, которые вышли на исследовательский уровень
работы. Они самостоятельно планируют и отбирают методический материал, способны
анализировать методическую литературу с точки зрения ее целесообразности для конкретной
группы, владеют способами организации педагогического процесса на основе индивидуализации и
интеграции.
Кадровый потенциал МАДОУ «Сказка»
Таблица 2
Показатели
Количество педагогических работников
Имеют квалификационную высшую
категорию
первую
не имеют КК
Имеют образование
высшее
среднее профессиональное
Педагогический стаж
более 25 лет
15-25 лет
5-15 лет
до 5 лет
Возраст педагогов
55-65 лет
35-55 лет
25-35 лет
20-25 лет

2021
количество
24
10
10
4
18
6
11
1
7
5
1
15
7
2

%
100
42
46
20
75
25
44
4
28
20
4
60
28
8

Активность педагогов МАДОУ «Сказка» проявляется в участии в конкурсах, семинарах,
РМО, конференциях на разных уровнях и т.п.
На базе МАДОУ «Сказка» и под руководством педагогических работников образовательной
организации функционируют 4 районных методических объединения:
― «Творческая лаборатория по работе с молодыми специалистами ГО Богданович»;
― «Творческая лаборатория старших воспитателей»;
― «Творческая лаборатория по работе с одаренными детьми»;
― «Творческая лаборатория по познавательно-речевому направлению развития детей».

6. Основные направления программы:
 психологическая и методическая поддержка,
 непрерывность профессионального развития
Обеспечение реализации Программы
Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбуки, принтер, видеокамера,
фотоаппарат.
Медиатека: необходимый дидактический материал; учебно-методическая литература.
7. Механизм реализации Программы:
1. Диагностический этап:
 Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнение ООПДО.
 Уровень профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации,
аттестации.
 Разработка
диагностических
карт
профессионального
мастерства.
Проведение
анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел
бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной
деятельности.
 Практический результат. Разработка индивидуального маршрута личностного развития
педагога. Написание планов самообразования.
2. Практический этап.
 В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических
знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт,
знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников;
система дополнительного образования предоставляет реальные возможности для
совершенствования профессионализма личности и деятельности
 Практический результат. Рекомендации по планированию, организации и проведению
образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Разработка проектов,
методических пособий.
3. Аналитический этап.
 Основное содержание объективная оценка уровня профессионализма, актуализация
потенциальных способностей и активизация внутренних резервов.

8. Система мероприятий
№
п/п
1

2

Мероприятия
Совершенствование и утверждение локальных актов
учреждения, касающихся деятельности
сотрудников (правила внутреннего распорядка,
должностныеинструкции, коллективный договор,
положения) в соответствии с профессиональным
стандартом.
Разработка стратегии повышения привлекательности ДОУ
для квалифицированных кадров:
 привлечение к работе ДОУ молодых специалистов;
 комплекс мероприятий по стимулированию
педагогического труда работников учреждения
(созданиеусловий для самореализации через
профессиональные конкурсы, фестивали,
стимулирование, обеспечение возможности
дальнейшего обучения, повышение квалификации);
 прохождение аттестации на более высокую
квалификационную категорию);
 мероприятия по поддержанию кадров с большим
стажем работы (мероприятия по профилактике
профессионального выгорания, внедрение
наставничества, обеспечение возможности
транслировать передовой педагогический опыт).

Планируемый результат

Сроки

Ответственный

Нормативные документы

2021-2023

Заместитель
директора

Укомплектованность кадрами

2021-2023

Заместитель
директора,
старший воспитатель

3

Представление и награждение лучших работников
образования

Ежегодно по плану работы
(в соответствии с достижениями,
заслугами)

4

Организация работы по повышению
профессиональной компетентности сотрудников
ДОУ:

Высококвалифицированный,
стабильно работающий
коллектив

5

Создание перспективного плана повышения
квалификации педагогов

6

Мероприятия по аттестации педагогических кадров:
 изучение нормативно-правовых документов,
регламентирующих процедуру аттестации
педагогических работников;
 профессиональная переподготовка по разным
направлениям профессиональной деятельности (по
запросам);
 систематизация банка передового педагогического
опыта.
Совершенствование форм методического
сопровождения, адаптации и становления молодых
педагогов.

7

8

Проведение тренингов, направленных на усиление
коммуникативных возможностей, сплочение
коллектива, профессионального выгорания.

2021-2023

комиссия ДОУ

Повышение квалификации не
менее1 раза в 3 года (обязательно),
ежегодно по запросам
Повышение
квалификационной категории
педагогов

2021-2023

старший
воспитатель

2021-2023

старший
воспитатель

Организация наставничества,
посещение школы молодого
педагога

2021-2023

старший
воспитатель

1 раз в квартал
обеспечить психологическую
поддержку. Предотвратить
«психологическое» выгорание
педагогов, не допустить резкого
падения самооценки,
сформировать уверенность в своих
силах, целеустремленность,
желание профессионального
роста.

2021-2023

Старший
воспитатель,
педагог-психолог

9

Развитие конкурсного движения

Рост числа педагогов,
участвующих в конкурсном
движении (повышение
качества участия,
деятельность на результат)

2021-2023

старший
воспитатель

10

Участие педагогов в конференциях, городских творческих
лабораториях по разным направлениям развития детей,
семинарах

Систематизация и обобщение
наработанного
педагогического опыта на
разных уровнях

2021-2023

старший
воспитатель

11

Участие педагогов в экспертизе конкурсных материалов на
разном уровне ( по приглашению сторонних ДОУ, на
основании Положений конкурсов, проводимых МАДОУ
«Сказка»)

12

Создание благоприятного
психологического климата

2021-2023

Трудовой
коллектив

13

Развитие системы традиций. Организация
мероприятий: туристические походы, вечера отдыха,
творческие студии
Проведение Дня здоровья, тренингов

Релаксация и сохранение
профессионального
долголетия

2021-2023

14

Совершенствование системы контроля

Формирование системы в
соответствии с ООП ДО,
Программой развития
МАДОУ «Сказка»

2021-2023

старший
воспитатель,
педагогпсихолог
старший
воспитатель

15

Овладение основами научного анализа
собственного педагогического опыта

Формирование методической
копилки с материалами
различной тематики

2021-2023

старший
воспитатель

Самообразование
Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и
профессионального мастерства. На основании накопленных материалов педагогом проводится
анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с
ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки программы
самообразования на следующий год. Систематическая работа по самообразованию позволяет
сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и позволяет обобщать и
представлять на высоком уровне опыт работы в педагогическом сообществе, использовать
результаты деятельности при аттестации.





Направления методической
деятельности
помощь педагогу в выборе темы;
сопровождение педагога по теме самообразования;
рекомендации по теме;
представление результатов работы.

посамообразованию педагогов:

План работы педагога по самообразованию:
1. Выбор темы. Ее теоретическое изучение, изучение имеющего опыта работыпедагогов.
2. Сроки реализации.
3. Использование полученных теоретических знаний на практике.
4. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастерклассы и т.д.
5. Оформление наработанных материалов
Сопровождение педагогов
В организации методического сопровождения педагогов по внедрению инновационных форм,
технологий с дошкольниками создана «Группа консультантов» из числа педагогов, обладающих
умением анализировать, обобщать, проектировать. Основная задача группы заключается не в том,
чтобы незамедлительно оказать прямую помощь педагогу в преодолении определённых трудностей,
а в том, чтобы направить к самостоятельному решению возникшей проблемы.
Функции «группы консультантов»:
 совместно со старшим воспитателем разрабатывает структуру организации внедрения
технологий, инновационных форм с дошкольниками, план работы методических
мероприятий на учебный год;
 оказывает консультативную и методическую помощь педагогам по вопросам организации и
внедрения;
 помогает в обработке и редактировании методических разработок;
 формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных
мероприятий;
 подводит итоги, представляя результаты на ежемесячных открытых дискуссиях в ДОУ по
реализации технологий;
 участвует
в
составлении аналитических
справок
и
отчетов,
мониторинги результатов деятельности.
Наставничество
В дошкольном учреждении сложилась определенная система по формированию традиций
наставничества, при поддержке которой, молодой педагог постепенно овладевает искусством
общения, начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми
и их родителями.
Направления:
 демонстрация опыта работы наставника и других коллег;
 оказание
методическойпомощи
молодому
специалисту в
повышении
уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
 изучение нормативно-правовой документации;

 помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план
воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
применение форм и методов в работе с детьми;
 организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
 использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных
моментах;
 механизм использования дидактического и наглядного материала;углубленное изучение
инновационных технологий;
 общие вопросы организации работы с родителями.
Портфолио педагога
Демонстрация успешности педагога как личности и профессионала, учет результатов,
достигнутых педагогам в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной; систематизация опыта, накопленная специалистом, его знания, способ фиксации
и накопления достижений осуществляется в индивидуальной папке педагога, в которой фиксируются,
накапливаются индивидуальные достижения и достижения его воспитанников за определенный
период времени.
1. Титульный лист: наименование ДОУ, Ф.И.О. педагога, должность.
2. Сведения об образовании (копия диплома).
3. Сведения о повышении квалификации (копии сертификатов).
4. Сведения о награждениях, поощрениях (грамоты).
5. Информация об участии в методической работе за учебный год.
6. Маршрут развития (планирование методических мероприятий на разных уровнях на
следующий учебный год).
7. Участие в конференциях, семинарах, городских методических объединениях,
педагогических чтениях (сертификаты, подтверждающие участие)
8. Участие в конкурсах, смотрах с воспитанниками (сертификаты, подтверждающиеучастие).
9. Участие в профессиональных конкурсах (сертификаты, подтверждающие участие).
10. План работы по самообразованию.
Информационные папки педагогов хранятся в методическом кабинете, педагоги в течение
учебного года их пополняют, в мае месяце фиксируют результаты об участие за год в
информационном листе, анализируют, сопоставляют с тем, что планировали. Результаты
деятельности обсуждаются индивидуально с каждым педагогом старшим воспитателем. Совместно
определяется маршрут развития на следующий учебный год с учетом достижений, потребностей
педагога.
.
9. Ожидаемые результаты:
 создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального развития
педагогических кадров ДОУ;
 устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени
профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой активности,
мотивации труда;
 увеличения доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические
технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах
разных уровней;
 применение ИТК в воспитательно-образовательном процессе; создание личных сайтов;
 накопление передового педагогического опыта, распространение на разных уровнях;
 повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических
кадров.

10. Мониторинг деятельности по реализации Программы

Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников
осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и
самооценки педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в
инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов
участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации.
Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для
механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов
выделено 3 критерия:
1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольногообразования.
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.
3. Результативность образовательного процесса.
Таблица 3
Индикатор

Наименование
методики

Объект

Периодичность

Ответственный

Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования
Использование
современных
образовательных
технологий.

Наблюдение
за
педагогической
деятельностью

педагоги

1 раз в год
(май)

старший
воспитатель

Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической
деятельности
Участие в
творческой
группе по
проблемам
дошкольного
образования.
Осуществление
самообразования

Реализация ООП
ДО в полном
объеме

Форма
фиксации:
карта
наблюдений

педагоги

в течение
учебного года

старший
воспитатель

Анкетирование,
тестирование,
самооценка,
беседа

педагоги

в течение
учебного года

старший
воспитатель

Результативность образовательного процесса
Мониторинг
дети
2 раза в год
реализации
ООП ДО

заместитель
директора,
старший
воспитатель

Обобщение и
презентация
педагогического
опыта

Форма
фиксации
(карта
наблюдений)

педагоги

в течение
учебного года

старший
воспитатель

Удовлетворение
образовательных
потребностей
детей, родителей
(законных
представителей)

Анкетирование
беседа

педагоги

1 раз в год
(май)

старший
воспитатель

Профессиональная деятельность педагогов оценивается по 5-балльной шкале. На основе
полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и
мероприятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».