Положение о группе компенсирующей направленности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а
Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на заседании совета МАДОУ
«Сказка»
Протокол № 04
« 05 » июня 2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1 Основные положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее группа для детей с ТНР) муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Центр развития ребенка «Сказка»,
1.2. Регламентирующими деятельность группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР являются:
 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ;);
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемилогические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28
сентября 2020 г. №28;
 Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением
Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г.,
23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.);
 Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;
 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 № 185ФЗ;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществление
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
 Устав МАДОУ «Сказка»;
 Настоящее положение.
1

1.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
1.4. Положение принимается Педагогическим советом МАДОУ «Сказка» и утверждается
приказом директора. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся
решением Педагогического совета и утверждаются приказом директора.
2. Цели и задачи группы для детей с ТНР
2.1. Цель организации группы детей с ТНР в МАДОУ «Сказка» - создание целостной
системы,
обеспечивающей
оптимальные
педагогические
условия
для
квалифицированной коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного
характера) в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка
детей к успешному обучению в школе.
2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР являются:
 охрана жизни и укрепление здоровья детей;
 обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
коррекция речевых нарушений способствующих развитию коммуникативных
навыков детей;
 активизация познавательной деятельности дошкольников;
 пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
3. Организация комплектования группы для детей с ТНР
3.1. Дети, имеющие ТНР и требующие коррекционной помощи учителя-логопеда
направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов МАДОУ
«Сказка», с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
3.2. Зачисление в группу для детей с ТНР проводится с согласия родителей (законных
представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам
обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
3.3. В группу для детей с ТНР воспитанники зачисляются приказом директора МАДОУ
«Сказка».
3.4. Группа для детей с ТНР комплектуется как разновозрастная: с 5 до 7 лет.
3.5. Предельная наполняемость группы для детей ТНР составляет 12 человек.
3.6. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от динамики
коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка, условий
воспитания в семье и могут составлять от 6 месяцев года до 2-х лет.
3.7. Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР осуществляется на основании
решения ППк МАДОУ «Сказка», городской ПМПК, оформляется приказом
директора МАДОУ «Сказка».
4. Организация деятельности группы для детей с ТНР
4.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР является структурным
подразделением МАДОУ «Сказка».
4.2. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР функционирует в режиме
5-дневной рабочей недели и полного дня (10-часового пребывания) с 7:30 до 17:30,
выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
4.3. Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР
регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными
тематическими планами, режимом дня.
4.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
групповые (фронтальные). Продолжительность групповых занятия: мин.; старшая
группа – 25 мин.; подготовительная группа – 30 мин. Индивидуальные занятия 2-3
занятия в неделю, продолжительность 15 мин.
2

4.5. Групповые занятия проводятся с подгруппами детей в соответствии с
Адаптированной основной образовательной программой, разработанной на основе
«Образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3
до 7 лет» Н.В. Нищевой. Подгруппы формируются на основе комплексной
диагностики воспитанников группы с учетом актуального уровня их речевого
развития.
4.6. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с циклограммой специалистов
во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения.
4.7. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ТНР оказывают учитель-логопед,
педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог (по необходимости),
воспитатели группы.
4.8. Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционноразвивающую работу с детьми, является учитель-логопед.
4.9. Деятельность группы для детей с ТНР может быть прекращена путём ликвидации по
решению Учредителя МАДОУ «Сказка».
4.10. Учитель-логопед:
4.7.1. Проводит первичное обследование уровня актуального речевого развития
воспитанников ДОУ по запросу педагогов (воспитателей, родителей, педагогапсихолога) с согласия родителей (законных представителей), осуществляет отбор
детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной программы
дошкольного образования.
4.7.2. Направляет по рекомендациям специалистов психолого-педагогического
консилиума (ППк) МАДОУ «Сказка» и с согласия родителей (законных
представителей) детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной
программы дошкольного образования на территориальную ПМПК для определения
специальных условий развития и воспитания детей с ТНР.
4.7.3. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР.
4.7.4. Проводит подгрупповые занятия с детьми по развитию речи.
4.7.5. Осуществляет отслеживание динамики и устранение ТНР у воспитанников.
Корректирует содержание коррекционное работы, методы, приемы коррекционной
помощи. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая
входное
и
контрольное
диагностические
мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
4.7.6. Проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической
компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей, оказывает консультативную помощь.
4.7.7. Контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ТНР
коррекционной
направленности
воспитательно-образовательного
процесса,
дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных,
физиологических, психических и возрастных особенностей.
4.7.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
группы для детей с ТНР.
4.7.9. Строго соблюдает режим дня, регламентирующий психофизическую нагрузку
детей. Индивидуальные занятия проводятся учителем-логопедом в соответствии с
расписанием во время любой деятельности детей (игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
трудовой,
музыкально-художественно,
продуктивной).
Недопустимым является
проведение учителем-логопедом
индивидуальных занятий во время режимных моментов (умывания, приема пищи,
раздевания перед сном, утренней зарядки, корригирующей гимнастики).
3

4.11. Педагог-психолог, учитель-дефектолог:
4.11.1.Осуществляет психолого-педагогическое, дефектологическое сопровождение
реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ТНР.
4.11.2. Изучает личностные особенности воспитанников, их поведенческие реакции.
4.11.3. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на
нормализацию эмоционально-личностной сферы, коррекцию когнитивных
нарушений.
4.11.4. Оказывает консультативную помощь учителю-логопеду и воспитателям в
разработке коррекционных программ индивидуального развития детей.
4.11.5. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
группы для детей с ТНР.
4.12. Воспитатель:
4.12.1. Создает предметную развивающую среду для преодоления речевых
нарушений воспитанников группы для детей с ТНР.
4.12.2. Проводит мониторинг освоения содержания адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования
воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.12.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы ТНР: образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательноисследовательской, продуктивной, чтения; самостоятельную деятельность детей.
4.12.4. Участвует по рекомендациям учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии
речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников
группы. 4.12.5. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению
с воспитанниками группы для детей с ТНР: непосредственно образовательной
деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской
деятельности, в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности;
коррекционных мероприятий (по заданию учителя - логопеда), обеспечивающих
коррекцию речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
воспитанников группы;
4.12.6. Взаимодействует с педагогическими работниками МАДОУ «Сказка»,
родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР
по вопросам реализации Адаптированной образовательной программы.
4.12.7..Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников группы для детей с ТНР, обеспечивает заинтересованность в ее
результативности.
4.12.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности освоения содержания
Адаптированной образовательной программы МАДОУ «Сказка» воспитанниками
группы для детей с ТНР.
4.13. Музыкальный руководитель:
4.13.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Художественноэстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность».
4.13.2. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации музыкально-художественной деятельности воспитанников.
4

4.13.3. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения
коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.13.4. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы планирует
содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ТНР занятия по
коррекционной логоритмике.
4.13.5. Создает предметную музыкальную развивающую среду группы для детей с
ТНР.
4.13.6. Проводит мониторинг освоения содержания образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность»
воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.13.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР
по вопросам реализации Адаптированной образовательной программы МАДОУ
«Сказка».
4.13.8. Ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в
процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников
группы для детей с ТНР.
4.13.9. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» образовательной программы ДОУ воспитанниками
группы для детей с ТНР.
4.14. Инструктор по физической культуре:
4.14.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению
воспитанниками группы для детей с ТНР образовательной области «Физическая
культура».
4.14.2. Проводит с воспитанниками занятия по физической культуре.
4.14.3. Во время проведения занятий по физической культуре регулирует
физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы для
детей с ТНР.
4.14.4. Проводит мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с ТНР
содержания образовательной области «Физическая культура».
4.14.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР
по вопросам реализации Адаптированной образовательной программы ДОУ.
4.14.6. Ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР
образовательной области «Физическая культура».
4.14.7. Предоставляет ежегодный отчет о результативности освоения содержания
образовательной области «Физическая культура» основной образовательной
программы
ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР.
4.15. Младший воспитатель:
4.15.1. Участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ТНР с учетом
их возрастных и психофизиологических особенностей: процесса организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, художественно-музыкальной, продуктивной,
чтения; занятий, организуемых воспитателем; образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей.
5

4.15.2. Создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников
группы для детей с ТНР.
4.15.3. Организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников
группы для детей с ТНР их работу по самообслуживанию, оказывает им
необходимую помощь.
4.15.4. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных
привычек у воспитанников группы для детей с ТНР.
5. Документация группы для детей с ТНР:
5.1. Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи МАДОУ «Сказка».
5.2. Протоколы (копии, выписки) территориальной ППК.
5.3. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для
детей с ТНР.
5.4. Рабочая программа учителя-логопеда и воспитателя, включающая перспективное
планирование занятий.
5.5. Расписание групповых (подгрупповых) занятий с воспитанниками группы для детей
с ТНР.
5.6. Табель посещаемости индивидуальных занятий с воспитанниками.
5.7. Речевая карта. На каждого ребенка , зачисленного в группу.
5.8. Индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника группы для
детей с ТНР.
5.9. Календарный план воспитателей по образовательной деятельности с воспитанниками
группы для детей с ТНР.
5.10. Циклограммы рабочего времени специалистов, работающих с воспитанниками
группы для детей с ТНР.
5.11. Аналитический отчет педагогов.
5.12. Паспорт логопедического кабинета.
5.13. Должностные инструкции.
5.14. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
6. Руководство и штаты группы для детей с ТНР
6.1. Директор МАДОУ «Сказка»:
6.1.1. Осуществляет систематический контроль и несет персональную
ответственность за правильную организацию в группах образовательного процесса и
проведения всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений
в речевом развитии детей.
6.1.2. Координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов,
проводит анализ эффективности работы в данной группе.
6.1.3. Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР.
6.2. Заместитель директора:
6.2.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников
МАДОУ «Сказка», родителей (законных представителей) воспитанников группы для
детей с ТНР по вопросам освоения АООП для детей с ТНР.
6.2.2. Обеспечивает повышение профессионально компетенции педагогических
работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
6.2.3. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы.
6

6.2.4. Контролирует планирование образовательной деятельности, осуществляемой в
процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных
моментов, самостоятельной деятельности.
7. Материально - техническое и финансовое обеспечение
7.1. Оплата труда учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре осуществляется в соответствии с тарифноквалификационными характеристиками (требованиями). Согласно Приложения
к постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 продолжительность
отпуска педагогических работников ДОО, работающих с обучающимися с ОВЗ и
(или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, составляет 56 календарных
дней.
7.2. Учителям-логопедам повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20%
за работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Недельная нагрузка
учителя-логопеда составляет 20 часов.
7.3. Воспитателям, работающим в группе для детей с ТНР дошкольного
образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады)
на 20% за работу с детьми, имеющими ТНР. Нормативная продолжительность
рабочего времени воспитателя в группах компенсирующей направленности – 25
часов в неделю.
7.4. Педагогическим
работникам
дошкольных
образовательных
учреждений,
работающим с детьми с ТНР, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются
на 20% за часы занятий, которые они ведут в группах для детей с ЗПР.
8. Педагогические работники несут ответственность:
8.1. За организацию и качество коррекционно-развивающей работы в группе для детей с
ТНР.
8.2. За качественное, своевременное выполнение всех, закрепленных за ними функций и
задач.
8.3. За правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на
решение конкретных вопросов деятельности.
8.4. За рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или
иных инструктивных документов МАДОУ «Сказка».
9. Заключительные положения
9.1. В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на группы для детей с
ТНР распространяется Устав ДОУ.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».