Положение о ППРС

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а
Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на заседании совета МАДОУ
«Сказка»
Протокол № 04
« 06 » июня 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о построении развивающей предметно-пространственной среды в групповых
помещениях в МАДОУ «Сказка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании
в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Приказом министерства образования
и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013г,
1.2.
Настоящее
положение
обеспечивают
реализацию
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.3. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (группы, участка) и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметнопространственной среды осуществляется контроль.
1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды
вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до
внесения изменения.
2. Цель и задачи предметно-развивающей среды
2.1. Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной
деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и тд).
2.2. Задачи развивающей предметно-пространственной среды в групповых
помещениях:
 обеспечивать
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития;
 обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
1

 обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
 основываться на комплексно-тематическом (событийном) принципе построения
образовательного процесса.

3. Принципы построения предметно-развивающей среды.
3.1.Содержательно-насыщенности, предусматривающий разнообразие тематики
материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с
предметным окружением.
3.2. Вариативности, предусматривающий наличие в группе различных пространств,
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
3.3.Полифункциональности, предполагающий возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды.
3.4.Доступности,
предполагающий
доступность
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности.
3.5.Трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений развивающей
предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план
ту или иную функцию пространства.
3.6. Безопасности, предполагающий соответствие всех ее элементов требованиям
по обеспечению надежности и безопасности их использования.
4. Требования к построению развивающей предметно-пространственной среды
4.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы, участка)
должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
(в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
4.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (дошкольной группы,
участка) должна обеспечивать:
 реализацию
различных
образовательных
программ,
используемых
в
образовательном процессе ДОУ;
 в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
 учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс;
 учёт возрастных особенностей детей.
4.3. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы) должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ
(далее – Программа). Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть
оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

2



игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой);
 двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
 возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное
пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для
движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе,
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
(в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ (группе) различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе
детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОУ, где осуществляется
образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, посещающих ДОУ (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность
материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
4.4. Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного
возраста включает в себя следующие центры развития в соответствии с возрастом детей
(приложение №1) (ниже приведены примеры названий центров активности в группах):
- центр психологической разгрузки;
- центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»;
- центр познания «Развивайка» («Учимся говорить», Маленькие математики», «Мы
познаем мир»);
- центр конструирования «Маленькие строители»;
- центр детского творчества «Маленькие художники»;
- музыкальный центр;
- центр «Мы играем»;
- центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»;
- центры природы и экспериментирования «Юный эколог»;
- центр Безопасности;
- центр «Юный патриот»
4.2. Каждый центр имеет символическое обозначение (приложение №2)

3

5. Формирование предметно-пространственной среды ДОУ
4.1. ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы.
6. Контроль
5.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком о должностном
контроле.
5.2. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателей.
5.3. Ответственность за контроль построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на старшего воспитателя.
5.4. Оценка ППРС в группе осуществляется в соответствии с принятыми в МАДОУ
«Сказка» критериями оценки качества предметно-пространственной развивающей среды
(приложение 2).

4

Приложение №1
Примерный (минимальный) перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении младшей группы
Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:
1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.
2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
3. Маленькие ширмы для настольного театра.
4. Фланелеграф.
5. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки,
книжки-игрушки.
6. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).
8. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба»,
«Волк и козлята».
Центр познания «Развивайка», «Учимся говорить»:
1. Стеллаж или этажерка для пособий.
2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
4. Дидактические игры по развитию речи («Чей малыш?», «Найди маму?» ,«Кто в
домике живет?»)
5. Лото «Парные картинки», «Игрушки», «Магазин».
7. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
«Чего не стало?», «Разноцветные машины» (различение форм ед. и мн. числа
(существительных и др.).
«Маленькие математики»:
1. Наборное полотно, магнитная доска.
2. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных
размеров, окрашенные в основные цвета).
3. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.
4. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в
основные цвета).
5. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и
предметы, природный материал).
6. «Играйка 3» для развития математических способностей.
7. Блоки Дьенеша.
8. Палочки Кюизенера.
9. Дидактические игры (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).
«Сенсорика»
1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения
различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от
счетов для нанизывания.
2. Мозаика большого размера.
3. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».
4. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).
7. Разрезные картинки (2—4 части).
8. Простые крупные пазлы.
5

Центр конструирования «Маленькие строители»;
1. Строительный конструктор с блоками большого размepa.
2. Строительный конструктор с блоками среднего размера.
3. Различные виды конструктора
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур-людей и животных).
5. Транспорт среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые
и металлические разных моделей.
Центр детского творчества «Маленькие художники»:
1. Толстые восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Цветные карандаши.
4. Гуашевые краски.
5. Пластилин.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои.
7. Наклейки.
8. Ткани.
9. Самоклеящаяся пленка.
10. Кисти.
11. Поролон.
12. Клей.
Музыкальный центр:
1.Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки,
колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и
мячики звучащими наполнителями.
2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.
3. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями,
камушками, пшеном.
Центр «Мы играем»:
1.Куклы (маленькие, средние, большие) обоего пола.
2. Комплекты одежды для кукол по сезонам.
3. Комплекты постельного белья для кукол.
4. Комплекты мебели для кукол.
5. Коляски для кукол.
6. Наборы кукольной посуды.
7. Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Магазин»,
«Поликлиника», «Шоферы», «Парикмахерская».
8. Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные юбки, сумки и
портфели, детские зонты, бусы и т. п
Центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»:
1. Мячи большие надувные (2—3 шт.).
2. Мячи малые и средние (по 4—5 шт.).
3. Обручи (3—4 шт.).
4. Флажки (8—10 шт.).
5. Ленты на колечках (8—10 шт.).
6. Тонкий канат, веревки.
7. Кубики маленькие и средние (по 8—10 шт.).
8. Модульные конструкции для подлезания, перелезания, залезания.
9. Массажные мячики (8—10 шт.).
6

10. Массажные коврики и ребристые дорожки.
11. Нетрадиционное спортивное оборудование (мячи-гантельки (или мешочки)
из пластиковых бутылочек, наполненных песком и т.п.)
12. Забавная игрушка-кольцеброс.
Центры природы и экспериментирования «Юный эколог»
1. Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика,
резиновый коврик.
2. Халатики, нарукавники.
3. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки,
различные плоды, перья.
4. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито,
формочки.
5. Игрушки для игр с водой.
6. Комнатные растения по программе.
7. Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.
11. Календарь природы.
Центр «Безопасность»
1. Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной
безопасности
2. Атрибуты, знаки
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими
картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема-«алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ
детей).
5. «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга
детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения
детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД,
объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1. Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
Примерный (минимальный) перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении средней группы
Центр «Здравствуй, книжка!»:
1.Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Столик и два стульчика, мягкий диванчик.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
4. Два-три постоянно сменяемых детских журнала.
5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
6. Книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.
7

7. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
8. Книжки-самоделки.
9. Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
10. Диафильмы.
Центр «Играем в театр»:
1.Большая складная ширма.
2. Маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра
(плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный).
Центр познания «Развивайка», «Будем говорить правильно»:
1.Стеллаж или этажерка для пособий.
2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
4. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино.
5. Настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.)
6. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры,
светофорчики, флажки, разноцветные кружки и квадраты).
7. Настенный алфавит, кубики с буквами.
8. Диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.
«Учимся считать»:
1. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал,
предметные картинки).
2. Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.
4. Занимательный и познавательный математический материал.
5. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната).
6. «Волшебные часы» (времена года, части суток).
7. Рабочие тетради «Математика — это интересно».
«Сенсорика»:
1. Мозаики большого и маленького размеров.
2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров.
3. Разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов).
4. Пазлы.
5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
6. Игрушки-трансформеры.
7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
8. Кубики с изображениями («Сказки» и т.д.)
9. Блоки Дьенеша.
Центр конструирования «Маленькие строители»;»:
1. Строительный конструктор с крупными блоками.
2. Строительный конструктор со средними блоками.
3. Строительный конструктор с мелкими блоками.
4. Нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные
самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т.п.).
8

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных,
дорожные знаки и т. п.).
6. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.
7. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр детского творчества «Маленькие художники»:
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел.
2. Гуашевые краски.
3. Фломастеры.
4. Цветные карандаши.
5. Пластилин.
6. Клейстер.
7. Кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты по темам.
8. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки.
9. Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ.
10. Доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие
доски для рисования.
11.Поднос с тонким слоем манки.
Музыкальный центр:
1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан,
пианино, пищалки.
2. Звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с
разными наполнителями).
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе
(по совету музыкального руководителя) и детских песенок.
4. «Поющие» игрушки.
Центр природы и экспериментирования «Юный эколог»:
1.Стол для проведения экспериментов.
2. Резиновый коврик.
3. Халатики, передники, нарукавники.
4. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
5. Природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди).
6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).
7. Увеличительное стекло.
8. Игрушечные весы.
9. Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
10. Игрушки для игр с водой и песком.
11. Комнатные растения с указателями по программе.
12. Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.
13. «Алгоритм» ухода за растениями.
14. Журнал опытов.
Центр «Мы играем» (сюжетно-ролевых игр):
1. Большое зеркало.
2. Куклы разных размеров.
3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы,
кукольная мебель, коляски для кукол.
4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
5. Атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.).
9

6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки»,
«Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»)
Центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»:
1. Мяч и большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных
цветов.
2. Обручи.
3. Гимнастические палки.
4. Ленты разных цветов на кольцах.
5. Кегли.
6. Тонкий канат или цветные веревки.
7. Флажки разных цветов.
8. «Дорожка движения».
9. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках».
10. Кольцеброс.
11. Нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячикисокс и т.п.).
12. Ребристые и массажные дорожки.
Центр Безопасности
1. Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной
безопасности
2. Атрибуты, знаки
Центр психологической разгрузки;
1. Ширмы для уединения, палатки
2. Мягкий диванчик, подушечки
3. Альбомы
4. Музыкальные светильники и тп.
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими
картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема- «алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ
детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации
досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов
и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения
детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД,
объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема - «алгоритм» процесса умывания.

10

Примерный (минимальный) перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении старшей группы
Центр «Наша библиотека»:
1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Стол, два стульчика, мягкий диван.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно
сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература,
словари и словарики.Книги по интересам о достижениях в различных областях.
5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки,
игры.
6. Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.
8. Диафильмы.
Центр «Играем в театр»:
1.Большая ширма, маленькая ширма.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4—5 сказок.
4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой,
кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок.
5. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
6. Грим, зеркало, парики.
Центр «Развивайка», «Будем говорить правильно»:
1. Полка или этажерка для пособий.
2. Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри»,
надувные игрушки, пособия из природного материала).
3. Картотека предметных и сюжетных картинок.
4. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах.
5. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и
т. п.).
6. Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?», «Кто за
забором?»«Собери семейку» и др.).
7. Лото и домино.
8. Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
9. Диапроектор, экран, набор слайдов по изучаемым темам.
10.Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы
«Учимся считать»:
1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы,предметные
картинки).
2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного
материала для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Занимательный и познавательный математический материал, логикоматематические игры (блоки Дьенеша, «Копилкацифр», «Кораблик „Плюх-Плюх"»,
«Шнур-затейник» др. игры, разработанные в центре Воскобовича).
4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, ; схемы маршрутов от
дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)
5. Рабочие тетради (5—6 лет).
11

6. Набор объемных геометрических фигур.
7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели)
8. Счеты, счетные палочки.
9.Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания узоров из них.
10. дидактические игры по математике
Центр конструирования:
1.Строительный конструктор с блоками среднего размера.
2. Строительный конструктор с блоками маленького размера.
3. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» «Кремль».
4. Игра «Логический домик».
5. Нетрадиционный материал для строительства (картонные коробки, оклеенные
самоклеящейся пленкой, контейнеры разных размеров крышками).
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных,
макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки, светофоры).
7. Макет железной дороги.
8. Транспорт (мелкий, средний, крупный).
9. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики фургоны, специальный
транспорт).
10. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения, закрепляемые на
ковролиновом полотне.
11. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с блоками маленького и среднего
размеров
12. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
13. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
14. Блоки Дьенеша.
Центр детского творчества:
1. Восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Гуашевые, акварельные краски.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Пластилин, глина, соленое тесто.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты,
самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы (сухие
листья, лепестки цветов, травы, семена различных растений, мелкие ракушки
и т.п.).
7. Рулон простых белых обоев для коллективных рисунков, коллажей, аппликаций.
8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам.
9. Клей.
10. Доски для рисования мелом, фломастерами, маленькие доски для
индивидуального рисования.
11. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка»,
«Жостовская роспись».
Музыкальный центр:
1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан,
бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, «поющие» игрушки).
2. Звучащие предметы-заместители.
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, зыки для детей (по
программе), голосов природы.
Центр «Мы играем»:
12

1. Куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий.
2. Комплекты одежды по сезонам для кукол.
3. Постельные принадлежности для кукол, мебель и посуда кукол, коляски.
4. Предметы-заместители.
5. Большое зеркало.
6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр. («Дочки-матери», «Супермаркет»,
«Поликлиника», «Шоферы», «Парикмахерская» и т.п).
Центр двигательной активности:
1. Мячи средние разных цветов.
2. Мячи малые разных цветов.
3. Мячики массажные разных цветов и размеров.
4. Обручи.
5. Канат, веревки, шнуры.
6. Флажки разных цветов.
7. Гимнастические палки.
8. Кольцеброс.
9. Кегли.
10. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
11. Мишени на ковролиновой основе с набором дрот и мячиков на «липучках».
12. Детская баскетбольная корзина.
13. Длинная скакалка.
14. Летающая тарелка (для использования на прогулке)
15. Нетрадиционное спортивное оборудование.
16. Массажные и ребристые коврики.
Центр природы и экспериментирования
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Стеллаж для пособий и оборудования.
3. Резиновый коврик.
4. Халаты, передники, нарукавники.
5. Бумажные полотенца.
6. Природный материал: песок, вода, глина, камешки.ракушки, минералы, разная
по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.
7. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.
8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
9. Микроскоп, лупы.
10. Аптечные и песочные часы, безмен.
12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).
13. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов.
14. Игра «Времена года»
16. Календарь природы.
17. Комнатные растения (по программе) с указателями.
18. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
Патриотический центр:
1. Альбомы и наборы открыток с видами г.Красноярска, карта или макет города и
микрорайона, российская атрибутика.
2. Куклы в русских костюмах.
3. Дидактические игры по направлению «Человек в историии культуре» («Собери
матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.).
13

Центр Безопасности
1. Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной
безопасности
2. Атрибуты, знаки
Центр психологической разгрузки;
1. Ширмы для уединения, палатки
2. Мягкий диванчик, подушечки
3. Альбомы
4. Музыкальные светильники и тп.
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими
картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема- «алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ
детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации
досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов
и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения
детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД,
объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1. Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
3. Пиктограммы в туалете.
Примерный (минимальный) перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении подготовительной к школе группе
Центр книги «Наша библиотека»:
1.Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Стол, два стульчика, мягкий диван.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
4. Два-три постоянно сменяемых детских журнала.
5. Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний,
словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского
и других народов.
6. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы
(репродукции картин известных художников).
Центр «Играем в театр»:
1.Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких
сказок.
14

4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой,
кукольный, настольный).
5. Магнитофон и аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
6. Зеркало, грим, парики.
Центр познания «Развивайка», «Будем говорить правильно»:
1. Полка или этажерка для пособий.
2. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Мыльные
пузыри», надувные игрушки).
3. Предметные картинки и сюжетные картинки.
4. «Алгоритмы», схемы, мнемотаблицы.
5. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, светофорчики, флажки и
т.п.).
6. Дидактические игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место
звука», «Подбери слова» «Подбери схемы», «Синий — зеленый», «Разноцветные
листья», «Веселый повар», «За грибами».«На полянке» и др.)
7. Лото, домино.
«Учимся считать»:
1.Счетный материал.
2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной
доски и фланелеграфа.
3. Занимательный и познавательный математический материал, логикоматематические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат»,
«Геоконт-конструктор» и др. игры, разработанные в центре Воскобовича).
4. Схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная комната,
схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.).
5. Рабочие тетради.
6. Наборы объемных геометрических фигур.
7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели).
8. Счеты, счетные палочки.
9. Наборы развивающих заданий
10. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной
творческой деятельности детей.
11. Учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для
детей и кукол).
12. Дидактические игры, придуманные и сделанные самими детьми.
13. Математические лото и домино.
Центр конструирования
1.Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров нее.
2. Мелкий конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
3. Игра «Танграм».
4. Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.
5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
6. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки- застежки.
7. Кубики с изображениями.
8. Блоки Дьенеша.
9. Материалы для изготовления оригами.
10 Строительный конструктор (средний, мелкий).
11 Тематические конструкторы («Город», «Кремль»)
15

12 Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
13 Транспорт мелкий, средний, крупный.
14. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны,
контейнеровозы).
15. Специальный транспорт («скорая помощь», пожарная машина и т. п.).
16. Строительная техника (бульдозер, экскаватор, подъемный кран).
17. Сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн).
18. Макет железной дороги.
19. Игра «Перекресток», действующая модель светофора.
20. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр детскогого творчества:
1. Восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Гуашевые, акварельные краски.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Пластилин, глина, соленое тесто.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, тесьма,
самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты, плакаты
и другие материалы, необходимые для изготовления детьми поделок.
7. Контейнер с бусинками, контейнер с бисером.
8. Мотки проволоки и лески разного сечения.
9. Рулон простых белых обоев.
10. Кисти, палочки, стеки, ножницы.
11. Трафареты, печатки по темам.
12. Клейстер.
13. Доски для рисования мелом, для рисования фломастерами, маленькие доски
для индивидуальной работы.
14. «Волшебные экраны».
15. Пооперационные карты выполнения поделок.
16. Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулинеи цветная шерсть.
17. Емкость для мусора.
Музыкальный центр:
1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан,
пианино, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы).
2. Звучащие предметы-заместители.
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок и музыкальных
произведений (по программе).
Центр игры:
1. Куклы — «мальчики» и «девочки».
2. Куклы в одежде представителей разных профессий.
3. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных
принадлежностей для кукол, кукольная мебель.
4. Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина», кукольные сервизы
(кухонный, столовый, чайный).
5. Коляски для кукол.
6. Атрибуты для 5—6 игр сюжетно-ролевых игр. («Дочки-матери», «Школа»,
«Больница», «Библиотека, «Автомастерская», «Салон Красоты» и тп).
7. Предметы-заместители.
8. Атрибуты для ряженья.
16

9. Зеркало.
Центр двигательной активности:
1.Мячи средние, малые разных цветов.
2. Мячики массажные разных цветов и размеров.
3. Обручи.
4. Канат, толстая веревка, шнур.
5. Флажки разных цветов.
6. Гимнастические палки.
7. Кольцеброс.
8. Кегли.
9. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
10. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на
«липучках».
11. Детская баскетбольная корзина.
12. Длинная и короткая скакалки.
13. Бадминтон, городки.
14. Летающие тарелки (для улицы).
15. Ребристые дорожки.
16. Нетрадиционное спортивное оборудование.
Центр природы и экспериментирования:
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Стеллаж для пособий.
3. Резиновый коврик.
4. Халаты, передники, нарукавники.
5. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная
по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.
6. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
7. Пищевые красители.
8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
9. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.
10. Аптечные и песочные часы, безмен.
11. Магниты.
12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).
13. Соломка для коктейля разной длины и толщины.
14. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
15. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
16. Игра «Времена года».
17. Календарь природы, календарь погоды.
18. Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за
комнатными растениями.
19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы кисточки.
20. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом.
22. Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных
естественнонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в
огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов» и т. п.).
23. Валеологические игры, экологические игры («Можно и нельзя», «Да и нет» и т.
п.).
24. Емкость для мусора, инвентарь для уборки.
Центр Безопасности
17

1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной
безопасности
2.Атрибуты, знаки
3.Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».
Центр психологической разгрузки;
1.Ширмы для уединения, палатки
2.Мягкий диванчик, подушечки
3.Альбомы
4.Музыкальные светильники и тп.
Патриотический центр:
1. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей г.Красноярска,
Москвы, российская атрибутика.
2. Карта Красноярского края, макет города Красноярска.
3. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о нашем городе).
4. Глобус, детские атласы.
5. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты»,
«Охота на мамонта» и т. п.).
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими
картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема- «алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ
детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации
досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов
и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения
детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД,
объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
3. Пиктограммы в туалете.

18

Приложение 2

Критерии оценки построения и качества ППРС в МАДОУ «Сказка»
Критерии

Критерии
оценки
(реализуется или
не реализуется
требованиям
ФГОС ДО)
да

1. Развивающая предметно-пространственная среда
группы (улицы) (ППРС) учитывает возрастные,
индивидуальные,
психологических
и
физиологические особенности детей и соответствует
задачам образовательной программы МАДОУ
«Сказка»
2. В группе (на участке) учтены национальнокультурные, климатические условия, в которых
осуществляется образовательная деятельность
3. В группе (на участке) созданы условия для
общения и совместной деятельности детей (в т. ч.
разного возраста) и взрослых, двигательной
активности дошкольников
4.Дети имеют возможность для уединения (оформлен
стационарный или мобильный уголок уединения с
учетом пространственных возможностей конкретной
группы) в том числе, на прогулочном участке
5. В группе (на улице) созданы условия для развития
и образования детей в 5 образовательных областях:
социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического, физического
развития
6. ППРС группы способствует личностному
развитию, развитию инициативы и творческих
способностей детей
7. ППРС группы способствует социализации и
индивидуализации детей
8.ППРС группы обеспечивает охрану и укрепление
физического и психического здоровья детей,
их эмоциональное благополучие
10. Педагог организует в пространстве группы (на
прогулочной площадке) разные виды детской
деятельности:
 игровую, включая сюжетно-ролевые игры,
игры с правилами и другие виды игр
 коммуникативную (общение и взаимодействие
со взрослыми и сверстниками)
 познавательно-исследовательскую
19

нет

Примечание

(исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними)
 восприятие художественной литературы и
фольклора
 самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице)
 конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материалы
 изобразительную
(рисование,
лепка,
аппликация)
 музыкальную (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на
детских музыкальных инструментах)
 двигательную
(овладение
основными
движениями)
11.
Группа оснащена средствами обучения и
воспитания, различными материалами (в т.ч.
расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем) в соответствии со
спецификой образовательной программы
12.
В группе присутствуют полифункциональные
(без жестко закрепленного способа употребления)
предметы, в т. ч. природные материалы, которые
воспитанники используют в разных видах детской
активности
13.
В группе имеются дидактические и игровые
материалы, которые педагог использует для развития
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных и физических качеств детей
14.
В группе имеются наглядно-дидактические
материалы для формирования общей культуры
личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа
жизни
15.
Воспитатель в достаточной мере использует
игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе
образовательной деятельности с детьми
16.
Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют
свободный доступ к играм, игрушкам, материалам,
пособиям (в том числе на прогулочной площадке)
17.
Игровое
оборудование
в
группе
(на
прогулочной площадке) исправно, используется
детьми без функциональных ограничений
18.
Воспитатель
группы
обеспечивает
сменяемость объектов ППРС в соответствии с
задачами образовательной деятельности в течение
дня
19.
Воспитатель регулярно (в течение недели,
месяца) вносит изменения в ППРС (использует новый
иллюстративный материал; знакомит с новыми
20

произведениями
художественной
литературы;
проводит разные дидактические, театрализованные и
ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции
разных предметов и материалов)
20.
Воспитатель следит за содержанием и
актуальностью информации в уголке для родителей
(обновляет ее не менее 2 раз в месяц)
Ожидаемые результаты по итогам оценки качества предметнопространственной развивающей среды в МАДОУ «Сказка»:
1. изучение педагогами новых подходов в организации предметнопространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие
дошкольников как в группе, так и на прогулочной площадке;
2. системная организация РППС согласно требованиям ФГОС ДО, которая
способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и
интересов;
3. сформировать у педагогического коллектива понятия: предметнопространственная развивающая среда, принципы, функции развивающей предметнопространственной среды, а также практические навыки в построении в группе
развивающей среды соответственно ФГОС ДО;
4. содействие родителей и иного персонала учреждения по созданию комфортной
развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ «Сказка».

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».