ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки индивидуального развития

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а
Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического
совета МАДОУ «Сказка»
Протокол № 04
« 06 » июня 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки индивидуального развития воспитанников в МАДОУ «Сказка»
Общие положения
1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей (далее Положение) в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка –
Детский сад «Сказка» (далее – МАДОУ «Сказка») разработано в соответствии с:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155);
 Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам
дошкольного образования» от 31.07.2020 № 373;
 Уставом МАДОУ «Сказка»;
 Основной общеобразовательной - образовательной программой дошкольного образования
МАДОУ «Сказка» (далее – ООП ДО).
1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора,
анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.

1.3. Образовательные результаты - информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах
освоения ООП ДО МАДОУ «Сказка».

1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами.
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка
2.1.
Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в
двух формах педагогической диагностики – уровень освоения ООП ДО по 5 образовательным
областям (оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического и физического развития по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых
результатов освоения ООП ДО МАДОУ «Сказка» на основе электронного мониторинга УМК «Мир
открытий»); и уровень социализации ребенка и развитие его индивидуальности.
2.2.
Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий
для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка проводится
педагогами возрастных групп.
2.3.
Задачи:
 индивидуализация образования;
 оптимизация работы с группой детей.
2.4.
Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является:
 комплектность;
 непрерывность;

 диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки);
 уровневость;
 доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщение
информации (диаграмм) для различных групп потребителей (педагогический совет, медико педагогический консилиум ДОУ, Управление образования ГО Богданович.
2.5.
Педагогическая диагностика:
 позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его
динамику;
 учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
 позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного
разделения на разные возрастные этапы, «привязанные к паспортному возрасту, при этом
учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности
дошкольника;
 учитывает представленные в ООП ДО целевые ориентиры, но не использует их в качестве
основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
2.6.
В старшем дошкольном возрасте (с 5-7 лет) педагогами проводится индивидуальная
диагностика развития речи воспитанников с согласия родителей (законных представителей) если в
этом есть необходимость на основе дидактических игр и заданий, и результатов предыдущих
диагностик для направления детей к специалистам для своевременного выявления отклонений в
развитии и проведении необходимой коррекции.
3.
Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1.
Оценка индивидуального развития осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в МАДОУ «Сказка», а фиксируется 2 раза в год – сентябрь, май.
3.2.
Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются педагогом
возрастной группы, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем в единую
форму и предоставляются заместителю директора по УВР в виде отчета развития детей возрастной
группы. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности
образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной
образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
3.3.
Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
 заместитель директора по УВР обеспечивает условия объективного проведения оценки
индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает
методики и параметры оценки результатов, разрабатывает и предоставляет карты критериев
оценки, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической
диагностики;
 педагоги ДОУ проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют
результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции (строят
индивидуальный образовательный маршрут при необходимости).
3.4.
Оценка индивидуального развития осуществляется:
 при поступлении ребенка в ДОУ (в течение 2-х месяцев);
 в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) - в целях определения динамики его
развития;
 в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
4.
Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка
4.1.
Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ
продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогами.
4.2.
Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням
показателей:
 показатель сформирован (достаточный уровень - 3 балла)
 наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со
взрослым;
 показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному – 2 балла) – проявляется
неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление:

ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт
аналогичные примеры;
 показатель не сформирован (недостаточный уровень – 1 балл) – не проявляется ни в одной из
ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в
состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы
развития и освоения ООП ДО.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и
освоении детьми ОП ДО.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует
усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом выявленных
проблем, а также при взаимодействии с семьей по реализации ОП ДО.
4.3.
По
результатам
педагогической
диагностики
педагогами
составляются
индивидуальные образовательные маршруты по коррекции развития ребенка.
4.4.
Методологическая основа педагогической диагностики:
 оценка нервно-психического развития детей с 1года до 3-х лет по эпикризным срокам –
методика Н.М. Аксариной, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной;
 оценка
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественноэстетического развития по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых
результатов освоения ООП ДО МАДОУ «Сказка» на основе Педагогической диагностики к
комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» (электронное
приложение)
 мониторинг достижений результатов продуктивной деятельности детей по Т.С. Комаровой;
 учебная деятельность Л.И.Цеханская;
 диагностика социального развития по А.М.Щетининой;
4.5.
Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка
осуществляется заведующим, заместителем заведующего по УВР посредством следующих форм:
 ежедневный текущий контроль;
 тематический контроль;
 оперативный контроль.
Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ
документации, собеседование.
5. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
5.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях
Педагогического совета ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки
индивидуальных образовательных маршрутов.
5.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемноориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.
5.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития

детей являются:
 родители (законные представители);
 педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
5.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития
детей являются:
 педагогический совет ДОУ;
 медико - педагогический консилиум ДОУ.
6.
Документация
6.1.
Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для проведения оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет хранятся у педагогов и в
электронном виде в методическом кабинете.
6.2.
Карты диагностик, мониторинга обновляются по мере необходимости.

Приложение
Педагогическая диагностика
Карты развития детей от 0-3 лет; от 3-7 лет, ООО «Издательство «Национальное
образование», 2020 г., авторы проекта В.К. Загвоздкин, И.Е.Федосова, автор-составитель
Е.Ю.Мишняева.
Издание предназначено для документирования результатов педагогических наблюдений за
динамикой развития детей от рождения до 3 лет; от 3-х – 7 лет в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС ДО).
Карта может использоваться при организации развивающего оценивания, предусмотренного
Образовательной программой дошкольного образования и другими образовательными программами,
для наблюдения за индивидуальной траекторией развития каждого ребенка.
Карта развития содержит методические рекомендации и комплексы бланков для
фиксирования результатов наблюдений с перечнем умений и навыков детей и выделенными
возрастными периодами их первого проявления.
Перечень структурирован по пяти образовательным областям: социально- коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию – и
сопровождается удобной системой навигации.
Рекомендованы для педагогов дошкольного образования, руководителей организаций,
осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, родителей и
других лиц, заинтересованных в детском развитии.
Методические указания
Карты развития – универсальный компактный инструмент, который позволяет проследить
развитие ребенка в условиях реализации требований ФГОС ДО и с учетом Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования (fgosreestr.ru). Вариативность форм и методов
реализации содержания дошкольного образования, направленная на индивидуальный подход к
оцениванию уровня развития каждого ребенка, не предполагает фиксирования жестких норм
развития в соответствии с возрастом. При этом необходимость системного наблюдения,
позволяющего зафиксировать наиболее характерные особенности развития ребенка в каждом
возрастном интервале, существенно возрастает. Наблюдение становится важнейшей задачей
педагога и приобретает новое качество, смещаясь от контрольно-оценочной функции к функции
сбора информации о ребенке и проектирования образовательного процесса в соответствии с его
индивидуальными особенностями. В основу критериев для интерпретации такого наблюдения
ложатся целевые ориентиры в развитии ребенка, которые находят свое отражение в определенных
показателях развития(компетентностях).
Документирование результатов наблюдений всегда являлось весьма трудоёмкой задачей. Карты
развития призваны в максимальной степени снизить объем трудозатрат педагога по ведению
документации благодаря возможности оперативно зафиксировать этот период, когда ребенок явно
начал проявлять те или иные способности (период «устойчивого начала»).
Издание представляет собой комплект индивидуальных карт развития. Комплект предваряется
списком группы, содержащим основные сведения о каждом ребенке. Каждая индивидуальная карта
развития завершается страничками для выводов и рекомендаций.
В картах развития определены и структурированы конкретные виды поведения и навыки детей
в той последовательности, в которой они, как правило, формируются.
Карты развития не претендуют на представление всех показателей, которые могут быть
выявлены в результате как регулярного наблюдения, так и специальной диагностики. При этом в них
зафиксированы показатели – «шаги развития», которые в комплексе могут дать простое, но
достаточно емкое представление об «образе» ребенка и динамике его развития в направлении
достижения целевых ориентиров по каждой из образовательных областей, определенных ФГОС ДО:
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественно-эстетическому,
физическому развитию.
В целях удобства использования карт области развития подразделяются на направления;
области и направления развития обозначены символами. Показателям по каждому из направлений

развития присвоены соответствующие коды, которые могут быть использованы при написании
кратких выводов по истечении каждого возрастного периода.
Проявление тех или иных показателей развития у каждого ребенка может происходить в разное
время, однако знание психолого-возрастных особенностей детей позволяет устанавливать
ориентировочные возрастные интервалы этого проявления. В картах развития достаточно широкий
диапазон возрастных интервалов, что представляет возможность педагогу при регулярном
наблюдении выявить период «устойчивого начала» проявления тех или иных показателей развития.
 Используйте карту развития регулярно. Во время наблюдения за детьми для вас не составит
труда поставить отметку в графе, соответствующей возрасту ребенка, в котором он начал
демонстрировать те или иные навыки. Фиксируйте в карте только период «устойчивого
начала»проявления конкретного показателя развития.
 Не забывайте записывать краткие выводы по истечении каждого возрастного периода и ваши
рекомендации о том, на что нужно обратить особое внимание: вам – при корректировке
индивидуальной траектории развития ребенка, родителям, а также – при необходимости –
психологу или логопеду.
 Используйте карты развития для обсуждения с коллегами при проектировании или
корректировке индивидуальных траекторий развития детей.
 Обязательно используйте индивидуальную карту развития ребенка в беседе с его родителями.
Им будет небезынтересно узнать о способностях своего ребенка и, возможно, принять более
активное участие в его развитии. В беседе особо подчеркивайте достижения ребенка.
 По истечении периода пребывания ребенка в группе отдайте родителям его индивидуальную
карту развития. Не передавайте индивидуальные карты развития в другую организацию – это
неправомерно с точки зрениязащиты персональных данных.
Список группы
№
п/п

1.

Фамилия, имя

Пол

Дата
рождения

Дата
зачисленияв
группу

Возраст в
месяцах (на
начало
периода)

Возраст в
месяцах (на
конец
периода)

Особые
отметки,
примечания

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА

ДЕВОЧКА

ПОЛ

МАЛЬЧИК

ДАТА РОЖДЕНИЯ
ВОЗРАСТ

годы
Шаги развития

МЕСЯЦЫ

Д • СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
С1 ®е Эмоционально-личностная сфера
С1.1. Говорит о себе самом в первом лице — «я»
С1.2. Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз и т. п.) С1.3. Четко формулирует свои
желания, интересы
С1.4. Сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов
С1.5. Проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, если кто-то огорчен) С1.6. Определяет и выражает
словами чувства другого ребенка («Аня боится» С1.7. Проявляет чувство стыда
С1.8. Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше всех)
С1.9. Осознает и может назвать причины своих чувств («Я радуюсь, потому что...»)
С1.10. Понимает причины основных эмоции
С1.11. Проявляет чувство вины, если кого-то обидел, и может попросить прощения
С1.12. Способен давать оценку плохому или хорошему поступку другого
ребенка
С1.13. Контролирует свои эмоции (гнев, радость)
С1.14. Стремится действовать самостоятельно без помощи взрослого С1.15. Стремится подражать действиям
взрослого
С1.16. Выполняет просьбу/задание взрослого без контроля с его стороны
С1.17. Выполняет определенные действия без напоминания взрослого (моет руки перед едой)
С1.18. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действии С1.19. Способен возобновлять
прерванные действия
С1.20. Способен сохранять внимание во время занятии С1.21. Проявляет мотивацию к успеху
С1.22. Переживает неудачу, проигрыш, поражение
С1.23. Может формулировать цель своих действий и фиксировать результат С1.24. Проявляет способность к
принятию собственных решении
С1.25. Проявляет способность к внутреннему контролю за своим поведением С1.26. Самостоятельно выбирает
для себя род занятии
С1.27. Проявляет старательность при выполнении своей работы
С1.28. Проявляет способность к самооценке
С1.29. Проявляет стремление быть примером для других

• • Сфера коммуникации
С2.1. Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками С2.2. Наблюдает за действиями
сверстников и подражает им
С2.3. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится общаться, играть
ос С2.4. Делится с другими детьми игрушками, угощением С2.5. Активно включается в игру

с другими детьми
С2.6. Инициирует взаимодействие со сверстником («Давай играть в...!»
«Давай делать...!»)
С2.7. Соблюдает правила игры/очередность

от 3 до 4 лет

от4до5лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

ВОЗРАСТ

Шаги развития

годы 3
МЕСЯЦЫ

С2.8. Берет на себя определенную роль в игре, может соблюдать ролевое соподчинение
С2.9. Проявляет готовность оказать помощь
С2.10. Проявляет общительность, легко вступает в разговор с незнакомыми людьми
С2.11. Проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в совместной
деятельности
••

п

С2.12. Проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими
детьми, работать в группе
С2.13. Подчиняется правилам и нормам социального поведения
С2.14. Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности
С2.15. Поддерживает устойчивые дружеские связи с другими детьми
С2.16. Проявляет способность критиковать/хвалить сверстников
С2.17. Проявляет способность радоваться успехам других
С2.18. Проявляет способность находить компромисс и разрешать конфликты, соблюдая
правила этики

сз

• 1'

Сфера жизненной практики

С3.1. Самостоятельно пользуется горшком
С3.2. Контролирует мочевой пузырь
У

СЗ.З. Контролирует кишечник
С3.4. Знает и называет части тела
С3.5. Различает правую и левую руку
С3.6. Ест и пьет самостоятельно

&

1

С3.7. Правильно пользуется ложкой, вилкой, салфеткой
С3.8. Обслуживает себя за столом (кладет сахар в чай, сыр на хлеб)
С3.9. Правильно пользуется вилкой и ножом
С3.10. Самостоятельно моет руки, умывается, чистит зубы, пользуется полотенцем
С3.11. Пользуется расческой и носовым платком
С3.12. Расстегивает и застегивает пуговицы/молнию/липучки

1Г

С3.13. Раздевается и одевается самостоятельно
С3.14. Аккуратно складывает и убирает свою одежду
С3.15. Самостоятельно завязывает шнурки
С3.16. Самостоятельно моет чашку, блюдце, тарелку, ложки
С3.17. Может вытирать пыль, подметать пол

JK,
Ф

С3.18. Убирает за собой игрушки, поддерживает порядок в помещении группы
С3.19. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место
С3.20. Самостоятельно ухаживает за растениями и животными уголка природы
С3.21. Ориентируется в помещении и на территории детского сада

0

С3.22. Знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их
С3.23. Знает функцию светофора и понимает значение его сигналов
С3.24. Знает некоторые дорожные знаки («Пешеходный переход», «Осторожно, дети!»)
С3.25. Знает основные правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов

• ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
П1. Подбирает из ряда картинок с изображением предметов две одинаковые/ похожие

п

П2. Находит различия между изображениями на картинках
ПЗ. Запоминает и рассказывает, что изображено на картинке
П4. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает

отЗ до4лет

от 4 до 5 лет

от5до6лет

от 6 до 7 лет

37 40 43 46 49 52 55 58 61 64 67 70 73 76 79 82
38 41 44 47 50 53 56 59 62 65 68 71 74 77 80 83
36 39 42 45 48 51 54 57 60 63 66 69 72 75 78 81 84

ВОЗРАСТ
ГОДЫ3

Шаги развития

МЕСЯЦЫ

П5. Проявляет интерес к новым предметам, пытается установить их назначение и
принцип действия
П6. Различает понятия «много» — «мало», «один» — «ни одного»
П7. Проводит сравнения «больше», «меньше», «одинаково»
П8. Проводит сравнения (длиннее—короче, толще—тоньше, шире — уже, быстрее—
медленнее)
П9. Различает все основные цвета, сортирует предметы по цвету
П10. Различает тактильные свойства предметов (мягкий, холодный, сухой, колючий)
П11. Распознает геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и формы (куб,
шар)
П12. Экспериментирует с предметами (бьется — не бьется, тонет— не тонет)
▲
•
■

П13. Различает материалы, из которых изготовлены предметы (деревянный,
бумажный, металлический, стеклянный)
П14. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, цветы и т. п.)
П15. Классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам
П16. Способен выделить «лишний» предмет из множества
П17. Сравнивает вес предметов (легче — тяжелее)
П18. Определяет и называет признаки, назначение и количество (в пределах
5)предметов
П19. Определяет пространственное положение предметов (сверху—снизу, впереди
— сзади,справа—слева)
П20. Распознает геометрические фигуры (ромб, овал)
П21. Знает свойства геометрических фигур (количество углов, равенство сторон)
П22. Пользуется измерительными инструментами (весами, линейкой, термометром,
секундомером)
П23. Знает понятия «половина»/«половинка»
П24, Способен выделить два и три предмета из множества (взять два или три
орешка)
П25. Устанавливает количественные связи (может раздать каждому в группе по две
конфеты)
П26. Считает до 5
П27. Знает количественный состав числа 5 (1,1,1,1,1)
П28. Понимает значение целого и его частей
П29. Знает порядковый счет в пределах 10
ПЗО. Может соотносить количество предметов и числа в пределах 10
П31. Составляет предметные множества в пределах 10 (2 фишки и 3 фишки —
вместе будет 5 фишек)
П32. Раскладывает предметные множества в пределах 10 (7 фишек можно
разделить на 4 и 3 фишки)
ПЗЗ. Знает изображения цифр

’а

П34. Применяет счет в повседневной жизни, игре

П35. Обнаруживает постоянство или изменение количества (было — стало)
П36. Решает простые задачи на сложение и вычитание
П37. Понимает запись простых математических последовательностей (от
меньшего числа к большему или наоборот)
П38. Понимает смысл числа как символа для выражения количества, длины,
веса и т. п.
П39. Может считать группы предметов (1 пара, 2 пары)
П40. Знает порядковый счет в пределах 20

от 3 до 4 лет

от4до5лет I от5до6лет | от6до7лет

37 40 43 46 49 52 55 58
38 41 44 47 50 53 56 59
36 39 42 45 48 51 54 57 60

61 64
62 65
63 66

67 70 73 76 79 82
68 71 74 77 80 83
69 72 75 78 81 84

ВОЗРАСТ

годы 3
Шаги развития

МЕСЯЦЫ

36

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

отБдоблет

37 ! 40
38 ! 41
39 I 42

49
50
51

61 | 64
62 | 65
63 | 66

43 | 46
44 | 47
45 | 48

52 ! 55 | 58
53 ! 56 | 59
54 | 57 | 60

67
67
69

от 6 до 7 лет
70
71
72

73 I 76
74 | 77
75 | 78

П41. Знает названия времен года и главные различия между ними
П42. Понимает ход времени в распорядке дня (утро — день — вечер — ночь)
|

П43. Знает и применяет понятия, структурирующие время (вчера — сегодня — завтра)

■

П44. Знает последовательность времен года и сезонные изменения (набухли почки,
отцвели цветы, начался листопад)
©

::

П45. Может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года
П46. Знает чередование месяцев в году

:

П47. Знает дни недели и их последовательность
П48. Пользуется календарем

:

П49. Пользуется часами
П50. Использует понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже»,
«одновременно»

'

|

\

!

П51. Узнает и называет некоторые цветы (3-5) и деревья (3-5)
П52. Узнает и называет некоторых животных (5-7)
П53. Различает отдельные явления природы (снег, дождь, град, ветер, туман)
П54. Различает диких и домашних животных

:

П55. Узнает и называет некоторых насекомых и птиц
П56. Правильно называет детенышей некоторых животных

!|

П57. Знает особенности некоторых природных материалов: воды (прозрачная, льется),
камня (твердый, тяжелый), песка (желтый, рассыпается)
П58. Знает и различает овощи, фрукты, ягоды
П59. Знает опасные явления природы (гроза, ураган, шторм, наводнение)
♦
¥

I|

П60. Классифицирует растения (деревья, цветы) и животных (рыбы, птицы, звери,
домашние животные)
П61. Различает агрегатные состояния вещества (жидкость, твердое тело, газ/пар)

П62. Знает о существовании круговорота воды в природе, может его описать
П63. Знает основные элементы погоды, может ее описать
П64. Знает некоторые физические явления (магнетизм, сила тяжести)
П65. Знает основные названия животных и растений России
П66. Знает и различает по внешнему виду основные грибы (белый гриб, лисичка,
мухомор)
П67. Знает понятие пищевых цепочек и может классифицировать некоторых животных
(травоядные, хищники)
П68. Знает основные природные закономерности на Земле (жаркий и холодный пояса)
П69. Знает о существовании и особенностях людей разных рас
П70. Проявляет интерес к техническим игрушкам (различным машинам, роботам), умеет
ими пользоваться

Е

|
:

|
:

П71. Может пользоваться простыми инструментами (молотком, отверткой, ножницами)
П72. Знает названия основных средств транспорта
П73. Знает назначение некоторых технических средств (связи, бытовой, строительной,
сельскохозяйственной техники)
П74. Пользуется стационарным /мобильным телефоном
П75. Пользуется компьютером

||

!.

79 ! 82
80 | 83
81 I 84

ВОЗРАСТ

годы 3

Шаги развития

МЕСЯЦЫ

36

П76. Знает название своего горсда/поселка/села
П77. Знает название улицы, на которой живет
П78. Знает название столицы России
П79. Знает имена, отчества и фамилии членов своей семьи

л
w
1

П80. Знает и называет некоторые профессии, в т. ч. профессии своих родителей
П81, Знает основные праздники, которые отмечаются в России '
П82. Знает главные достопримечательности своего города/края
П83. Знает флаг, герб, гимн России
П84. Знает названия крупных городов России (не менее трех)
П85. Знает названия крупных природных объектов России (рек, озер, гор, морей)
П86. Знает некоторые национальные обычаи и традиции своего народа

□

• РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Р1. Заменяет/сопровождает некоторые свои действия словами
Р2. Говорит о том, что видит на картинке
РЗ. Говорит целыми предложениями из 3-5 слов
Р4. Самостоятельно строит рассказ о каком-либо событии
Р5. Способен логично продолжить начатый рассказ
Р6. Задает вопросы (в т. ч. основной вопрос — «Почему?»)
Р7. Понимает заданные вопросы и отвечает на них
Р8. Строит сложные предложения
Р9. Правильно употребляет имена прилагательные и местоимения
Р10. Правильно употребляет множественное число
Р11. Пытается объяснить наблюдаемые явления и события
Р12. Использует в речи вежливые обращения, различные интонации, мимику
соответственно содержанию

• »>

Р13. Правильно использует слова-обобщения (фрукты, овощи, деревья, птицы,
посуда, мебель)
Р14. Описывает положение предметов по отношению к себе («передо мной на
тумбочке»)
Р15. Правильно согласовывает слова в предложениях, использует предлоги
Р16. Свободно использует все части речи
Р17. Свободно использует сложные предложения разных видов
Р18. Заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты
Р19. Понимает разные значения многозначных слов
Р20. Составляет описания предметов по образцу
Р21. Составляет подробный, структурированный рассказ по картинке / серии картинок
Р22. Рассказывает истории или случаи из жизни в правильной последовательности
событий
Р23. Может вести диалог (слушает, реагирует на высказывания, отвечает, задает
вопросы)
Р24. Говорит понятно (не только для близких, но и для посторонних людей)
Р25. Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи

(«•

Р26. Узнает первый звук в слове
Р27. Различает звуки в словах
Р28. Делит слова на слоги
Р29, Подбирает рифмы к словам

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

37 40 43
38 41 44
39 42 45

46 49 52 55
47 50 53 56
48 51 54 57

от 5 до 6 лет
58 61
59 62
60 63

64
65
66

от 6 до 7 лет

67 70 73
67 71 74
69 72 75

76 79
77 79
78 81

82
83
84

ВОЗРАСТ

3

ГОДЫ

Шаги развития

МЕСЯЦЫ

РЗО. Способен следить за сюжетом длинного рассказа, сказки, истории
Р31. Устанавливает связь между текстом и иллюстрациями в книге
Р32. Устанавливает связь между историями и собственным опытом («Я тоже
видел...», «И у нас было»)
РЗЗ. Пересказывает сказки, истории, рассказы
Р34. Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и взрослыми)

DP
Р35. Знает названия некоторых детских литературных произведений / любимых
сказок и рассказов
Р36. Пытается читать
Р37. Может узнать по прочитанному взрослым отрывку произведение детской
литературы
Р38. Знает имена известных детских писателей и поэтов
Р39. Проявляет интерес к буквам, знает и различает начертания некоторых букв
Р40. Пытается писать буквы
Р41. Пытается писать слова

%

Р42. Подбирает к буквам соответствующие слова
Р43. Знает написание отдельных слов (своего имени, названий некоторых
предметов)

□

Р44. Может писать слова и короткие предложения

• ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Х1 • • Музыка и танец
Х1.1. Играет на доступных детских музыкальных инструментах (бубен, дудочка,
ксилофон)
Х1.2. Демонстрирует элементарные вокально-хоровые навыки (поет вместе с
другими детьми)
Х1.3. Знает названия некоторых музыкальных инструментов
Х1.4. Знает основные свойства звуков (высокие — низкие, громкие—тихие) и
различает их

1

Х1.5. Различает особенности звуков в музыкальном произведении (высоту
звучания, динамику)
Х1.6. Проявляет способность внимательно слушать музыкальные произведения
Х1.7. Узнает знакомые мелодии при повторном их прослушивании
Х1.8. Способен повторить знакомую мелодию
Х1.9. Проявляет способность к сольному исполнению песен
Х1.10. Различает звучание некоторых музыкальных инструментов, называет их
X1.11. Различает виды музыкального искусства (народные песни, опера,
эстрадные песни)
Х1.12. Знает имена некоторых известных композиторов
Х1.13. Выполняет заданные движения под музыку (притопывает, делает повороты
туловищем в такт)
Х1.14. Произвольно двигается под музыку (фантазийный танец)

%

Х1.15. Двигается под музыку, последовательно повторяя определенные движения
Х1.16. Выполняет элементы танцев (народных и современных)
Х1.17. Выполняет танцевальные движения с различными атрибутами (лентами,
цветами, шарами)
Х1.18. Выполняет несложные перестроения по схеме танца под руководством
взрослого

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

от5до6лет

от 6 до 7 лет

37 40 43 46 49 52 55 58 61 64 67 70 73 76 79 82
38 41 44 47 50 53 56 59 62 65 68 71 74 77 80 83
36 39 42 45 48 51 54 57 60 63 66 69 72 75 78 81 84

ВОЗРАСТ
ГОДЫ3

Шаги развития

МЕСЯЦЫ

от 3 до 4 лет

37
38
36 39

40 43
41 44
42 45

от 4 до 5 лет

46 49
47 50
48 51

52 55
53 56
54 57

от 5 до 6 лет

58 61 64
59 62 65
60 63 66

Х2 • • Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х2.1. Рисует простые изобразительные формы карандашами, фломастерами,
мелками
Х2.2. Подбирает подходящие цвета по образцу
Х2.3. Раскрашивает простые изобразительные формы

4

Х2.4. Отображает в рисунке заданную тему (предметы, персонажи, сюжеты)

i

Х2.6. Рисует красками

Х2.5. Проявляет способность рисовать по собственному замыслу

Х2.7. Раскрашивает сложные изобразительные формы (не выходит за контур)
Х2.8. Самостоятельно подбирает цвета, соответствующие изображениям

:
|
:

Х2.9. Рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчетливо передавая
формы предметов
'

Х2.10. Рисует человека реалистично

:

Х2.11. Рисует с натуры
Х2.12. Лепит из пластилина/глины простые заданные формы
Х2.13. Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из нескольких
частей
Х2.14. Лепит из пластилина/глины фигурки животных, людей
Х2.15. Лепит из пластилина/глины фигурки и предметы, объединяет их в композицию
Х2.16. Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу
Х2.17. Самостоятельно вырезает из бумаги фигуры для аппликации по контуру
У

Х2.18. Самостоятельно делает аппликации из нескольких фигур
Х2.19. Делает сложные аппликации в виде узоров
Х2.20. Делает аппликации по заданному или задуманному сюжету, самостоятельно
подбирая цвета и формы
Х2.21. Складывает/дополняет простую мозаику по образцу
Х2.22. Собирает простые пазлы из 6-8 частей

*

Х2.23. Самостоятельно складывает простую мозаику, подбирая цвета и формы
Х2.24. Складывает сложную мозаику по образцу
Х2.25. Складывает пазлы различной степени сложности
Х2.26. Складывает сложную мозаику по задуманному рисунку
Х2.27. Строит из кубиков заданные объекты
Х2.28. Строит различные формы и объекты из песка (пирамиду, горку, забор, башню)
Х2.29. Собирает детали простого конструктора в предметы (домик, елочка, самолет)

■

Х2.30. Собирает из конструктора объекты различной сложности по образцу
Х2.31. Собирает из конструктора различные объекты с использованием схемы для
конструирования
Х2.32. Самостоятельно строит композиции из песка (крепость, город)
Х2.33. Конструирует объекты из различных материалов с элементами
изобретательства

ш

Х2.34. Знает материалы и инструменты для изобразительного творчества и их
особенности

¥

Х2.35. Знает и различает основные жанры изобразительного искусства
Х2.36. Знает имена некоторых известных художников, скульпторов

от6до7лет

67 70 73
68 71 74
69 72 75

:

:

I
j

76
77
78

79 82
30 83
81 84

ВОЗРАСТ
ГОДЫ3

Шаги развития

месяцы

36

от 3 до 4 лет
37
38
39

40
41
42

от 4 до 5 лет

43 I 46
44 I 47
45 j 48

49
50
51

52
53
54

55
56
57

от 5 до 6 лет
58
59
60

61
62
63

| от 6 до 7 лет

64
65

67 | 70
68 | 71

66

69 ; 72

73
74
75

76
77
78

79
80
81

ф ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
El

• • Крупная моторика
Ф1.1. Координирует движения рук и ног (хлопает в ладоши и притопывает, марширует)
Ф1.2, Удерживает равновесие, стоя на одной ноге не менее 15 секунд

•
4

|

Ф1.3, Может пройти строго по линии, не нарушая ее
Ф1.4. Может пройти по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие
Ф1.5. Может пройти по прямой линии спиной вперед не менее 4-6 шагов
Ф1.6. Может уверенно стоять на одной ноге
Ф1.7. Полностью контролирует свои движения
Ф1.8. Точно выполняет заданные упражнения во время зарядки

!

Ф1.9. Бегает, свободно сохраняя равновесие

|

:

Ф1.10. Лазает по спортивной лестнице вверх и вниз

:

Ф1.11. Прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с продвижением вперед
Ф1.12. Пролезает в гимнастический обруч
Ф1.13. Перепрыгивает через препятствия высотой более 10 см
:
j

Ф1.14. Прыгает через скакалку
Ф1.15. Прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков
Ф1.16. Прыгает в длину (до 1 м)

:

..
....

Ф1.17. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед на одной и двух ногах, в
длину с места и с разбега, в высоту
Ф1.18. Бросает и ловит мяч двумя руками

;

Ф1.19, Бросает мяч одной рукой

I

Ф1.20. Отбивает мяч о землю
Ф1.21. Ловит маленький мяч
Ф1.22. Катается на трехколесном велосипеде

!

Ф1.23. Самостоятельно катается на санках с горки
Ф1.24. Катается на лыжах

i

Ф1.25. Катается на коньках/роликах

:

Ф1.26. Катается на двухколесном велосипеде/самокате

|

..
:

Ф1.27. Может плавать без поддержки
Ф1.28. Знает элементы спортивных игр и участвует в них

Ф2

• • Мелкая моторика
Ф2.1. Вдевает веревку в кольцо
Ф2.2. Разбирает пирамидку и собирает ее с учетом величины колец
Ф2.3. Нанизывает крупные бусины или пуговицы на нитку (шнурок)

А
<9
♦

Ф2.4. Использует щипковый захват для действий с мелкими предметами

:

Ф2.5. Складывает мелкие предметы (камешки, пуговицы) в определенном порядке
Ф2.6. Открывает и закрывает задвижки, замки, пользуется ключом
Ф2.7. Закручивает и откручивает мелкие предметы (детали игрушек, конструктора)
Ф2.8. Самостоятельно вдевает шнурки в ботинки/кроссовки
Ф2.9. Нанизывает мелкие бусинки на нитку
Ф2.10. Рисует прямую линию и круг по образцу

:

Ф2.11. Проводит прямую линию строго между двумя ограничительными линиями
.iii

Ф2.12. Складывает бумагу по заданным линиям
Ф2.13. Режет бумагу ножницами строго вдоль заданной линии
Ф2.14. Может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной линии

|

—

j

L |

|
3

j

::

82
83
84


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».