Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович 623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru ПРИНЯТО: на заседании Педагогического совета МАДОУ «Сказка» Протокол № 04 « 06 » июня 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формировании культурно-гигиенических навыков у воспитанников МАДОУ «Сказка» Общие положения 1.1. Разработано в соответствии со статьей 41 Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка». 1.2. Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков (КГН) у воспитанников, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, воспитание культуры поведения. 1.3. Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников. 1.4. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников): формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. опирается на систему знаний, умений, навыка, формируемых у воспитанников в процессе обучения и воспитания в ДОУ. осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. 1. 2. Цели и задачи 2.1. Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у воспитанников. 2.2. Задачи: развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенцена место, пользоваться расческой, носовым платком; формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом; формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия; формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни; активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома. 3. Методы и приемы формирования у детей КГН личный пример взрослых непосредственно образовательная деятельность показ объяснение пояснение поощрение беседы упражнения в действиях дидактические игры потешки стихотворения пословицы, поговорки игровые приемы викторины, развлечения прием повторения действий 3.1. Критерии опрятной еды включают умение: Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; Не крошить хлеб; Пережевывать пищу с закрытым ртом; Не разговаривать с полным ртом; Тихо выходить по окончании еды из-за стола; Благодарить; Пользоваться только своим прибором. 3.2. Мытья рук и личной гигиены включают умение: Мыть лицо, уши, руки Закатать рукава; Смочить руки; Взять мыло, намыливать до появления пены; Смыть мыло; Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; Пользоваться расческой. 3.3. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: Расстегнуть пуговицы; Снять платье (брюки); Аккуратно повесить; Снять рубашку и аккуратно еѐ повесить на брюки, шорты; Снять обувь; Снять колготки, повесить на рубашку (платье); Надеть в обратной последовательности. 4. Создание условий организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в ДОУ и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен бытьнеизменным, формы - разные; индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. 5. Контроль в деятельности по формированию КГН 5.1. Деятельность по формированию КГН у воспитанников ДОУ определяется годовым планом ДОУ и перспективным планом по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников. План работы составляется на начало учебного года и утверждается заведующим ДОУ. 5.2. Обеспечение благоприятных психологических условий (благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у детей стремления к самостоятельности). 5.3. Учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации деятельности по формированию КГН; 5.4. Организация работы с воспитанниками: система методов и приемов формирования у воспитанников культурно – гигиенических навыков 5.5. Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование КГН, которые реализуются как в рамках утвержденной непосредственно образовательной деятельности, так и во время свободное от занятий; 5.6. Проведение мониторинга сформированности КГН у воспитанников. 6. Мониторинг сформированности КГН 6.1. Наличие аналитических данных о формировании КГН у воспитанников. 6.2. Отслеживание динамики показателей сформированности КГН у воспитанников, включение этих сведений в ежегодный отчет ДОУ, в публичный отчет, доступный широкой общественности. 6.3. Проведение анкетирования на предмет удовлетворенности родителей комплексностью и системностью работы ДОУ по формированию КГН у воспитанников ДОУ. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения. 7.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и подлежат утверждению директором МАДОУ «Сказка».