Положение о формировании культурно-гигиенических навыков

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а
Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на заседании Педагогического
совета МАДОУ «Сказка»
Протокол № 04
« 06 » июня 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о формировании культурно-гигиенических навыков
у воспитанников МАДОУ «Сказка»
Общие положения
1.1.
Разработано в соответствии со статьей 41 Законом Российской Федерации «Об
образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273, Постановлением главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Основной общеобразовательной
программой – образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка».
1.2.
Положение принято в целях организации деятельности сотрудников ДОУ по
формированию культурно-гигиенических навыков (КГН) у воспитанников, развитию культуры
здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, воспитание культуры
поведения.
1.3.
Положение представляет собой систему реализации необходимых условий,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья
воспитанников.
1.4. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся (воспитанников):
 формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно
повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму,
обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от
переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно –
гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
 опирается на систему знаний, умений, навыка, формируемых у воспитанников в
процессе обучения и воспитания в ДОУ.
 осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому
должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного
учреждения и семьи.
1.

2. Цели и задачи
2.1. Основная цель - обеспечение оптимизации образовательного процесса,
гарантирующего оптимальные условия для формирования культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у воспитанников.

2.2. Задачи:
 развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки
поведения во время еды, умывания.
 формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно
пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать
полотенцена место, пользоваться расческой, носовым платком;
 формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой,
салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
за столом, не разговаривать с полным ртом;
 формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается
с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
 формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни;
 активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены
дома.
3.
















Методы и приемы формирования у детей КГН
личный пример взрослых
непосредственно образовательная деятельность
показ
объяснение
пояснение
поощрение
беседы
упражнения в действиях
дидактические игры
потешки
стихотворения
пословицы, поговорки
игровые приемы
викторины, развлечения
прием повторения действий

3.1. Критерии опрятной еды включают умение:
 Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
 Не крошить хлеб;
 Пережевывать пищу с закрытым ртом;
 Не разговаривать с полным ртом;
 Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
 Благодарить;
 Пользоваться только своим прибором.
3.2. Мытья рук и личной гигиены включают умение:
Мыть лицо, уши, руки
Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Смыть мыло;
Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
Пользоваться расческой.









3.3. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Расстегнуть пуговицы;
Снять платье (брюки);












Аккуратно повесить;
Снять рубашку и аккуратно еѐ повесить на брюки, шорты;
Снять обувь;
Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
Надеть в обратной последовательности.

4. Создание условий
 организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий
обстановки в ДОУ и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей,
закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
 разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на
ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических
стереотипов;
 многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их
выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий
должен бытьнеизменным, формы - разные;
 индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов
овладения культурно-гигиеническими навыками;
 организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых
детьми в непривычной обстановке действий;
 безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных
требований.
5. Контроль в деятельности по формированию КГН
5.1. Деятельность по формированию КГН у воспитанников ДОУ определяется
годовым планом ДОУ и перспективным планом по формированию культурно-гигиенических
навыков у дошкольников. План работы составляется на начало учебного года и утверждается
заведующим ДОУ.
5.2. Обеспечение благоприятных психологических условий (благоприятный
эмоционально-психологический климат, содействие формированию у детей стремления к
самостоятельности).
5.3. Учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации
деятельности по формированию КГН;
5.4. Организация работы с воспитанниками: система методов и приемов
формирования у воспитанников культурно – гигиенических навыков
5.5. Реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на
формирование КГН, которые реализуются как в рамках утвержденной непосредственно
образовательной деятельности, так и во время свободное от занятий;
5.6. Проведение мониторинга сформированности КГН у воспитанников.
6. Мониторинг сформированности КГН
6.1. Наличие аналитических данных о формировании КГН у воспитанников.
6.2. Отслеживание динамики показателей сформированности КГН у воспитанников,
включение этих сведений в ежегодный отчет ДОУ, в публичный отчет, доступный широкой
общественности.
6.3. Проведение анкетирования на предмет удовлетворенности родителей
комплексностью и системностью работы ДОУ по формированию КГН у воспитанников ДОУ.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения.
7.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и
подлежат утверждению директором МАДОУ «Сказка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».