Положение об изучении потребностей и интересов, учете инициативы воспитанников и их родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович
623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а
Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru
ПРИНЯТО:
на заседании совета МАДОУ
«Сказка»
Протокол № 04
« 06 » июня 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении образовательных потребностей и запросов, учете инициативы воспитанников и
их родителей (законных представителей) в МАДОУ «Сказка»
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение об изучении образовательных потребностей и запросов,
учете инициативы воспитанников и их родителей (законных представителей), (далее Положение) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр
развития ребенка – Детский сад «Сказка» (далее – МАДОУ «Сказка») разработано в
соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г., Приказом Министерства Образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
уставом МАДОУ «Сказка».
1.2. Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных
потребностей и запросов, учете инициативы воспитанников и их родителей (законных
представителей) для реализации на этой основе федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования
1.3. Под образовательными потребностями и запросами, учетом инициативы
воспитанников и
родителей (законных представителей) следует понимать ожидания,
связанные с образовательной деятельностью детей адресованному конкретному субъекту. Под
субъектом можно рассматривать как отдельного человека (педагога), так и все
образовательное учреждение.
1.4. Образовательные потребности и запросы, учет инициативы воспитанников и
родителей удовлетворяются через выбор ими различных направлений, образовательных
областей, парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
1.5. Образовательные потребности могут быть ориентированы на:
 специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
 выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям
и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
 сложившиеся традиции ДОУ или группы.
1.6. Изучение образовательных запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей):
 дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут
ребенка и программу деятельности отдельного педагога или ДОУ в целом;

 способствует

установлению обратной связи со всеми субъектами
образовательного процесса;
 позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
 помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а
также характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного
процесса;
 дает возможность ДОУ учитывать семью как ресурс для совместного развития;
 дает возможность обеспечить государственные гарантии доступности и равных
возможностей получения полноценного образования для всех граждан;
 способствует достижению нового, современного качества дошкольного
образования;
 позволяет обеспечить развитие дошкольного образования как открытой
государственной общественной системы на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной политики и повышения
роли всех участников образовательного процесса – воспитанника, педагога,
родителя (законного представителя) воспитанников.
1.7. Учет инициативы воспитанников и их родителей (законных представителей)
осуществляется с целью:
 развития коммуникативных качеств: развитие умения сотрудничать; умения
активно слушать; самостоятельно высказываться; самостоятельно правильно
перерабатывать информацию;
 развития инициативности и самостоятельности в процессе НОД;
1.8. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и
запросов, учета инициативы воспитанников и их родителей (законных представителей)
являются:
 педагогические работники;
 воспитанники и их родители (законные представители);
 совет учреждения;
 педагогический совет
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ, УЧЕТИА ИНИЦИАТИВЫ
ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
2.1. Целями изучения образовательных потребностей и запросов, учета инициативы
воспитанников и родителей (законных представителей) являются:
 получение объективной информации о состоянии образовательных
потребностей и запросов, воспитанников и их родителей (законных
представителей), тенденциях его изменений и их причинах;
 обоснованное
формирование
части,
формируемой
участниками
образовательных отношений;
 принятие своевременных управленческих решений администрацией ДОУ;
 повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг
при принятии решений, связанных с образованием в ДОУ.
2.2. Задачами изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) являются:
 определение критериев изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей);
 разработка методик изучения образовательных потребностей и запросов, учета
инициативы воспитанников и их родителей (законных представителей),
соответствующих каждому дошкольному возрасту;

 изучение образовательных потребностей воспитанников и их родителей
(законных представителей) на предстоящий учебный год;
 анализ результатов изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей);
 определение возможностей ДОУ в реализации потребностей воспитанников и
их родителей (законных представителей);
 выявление степени удовлетворенности родителей (законных представителей)
деятельностью ДОУ.
3. МЕХАНИЗМ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И
ЗАПРОСОВ, УЧЕТА ИННИЦИАТИВЫ ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
3.1. При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов,
учета инициативы воспитанников и их родителей педагогический коллектив исходит из того,
что: процессы согласования потребностей и запросов воспитанников и их родителей с
возможностями ДОУ в их реализации на уровне дошкольного образования. В качестве
субъекта образовательных потребностей семьи выступают только родители (законные
представители) воспитанников.
3.2. Основой и результатом действия механизма изучения образовательных
потребностей и запросов, учета инициативы воспитанников и их родителей является:
 определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы
ДОУ;
 выявление личностных запросов каждого воспитанника и его родителя
(законного представителя) в каждой группе;
 учет сформированных потребностей и запросов воспитанников и их родителей
(законных представителей) к содержанию и качеству образования при
реализации федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования;
 приведение образовательной системы ДОУ в соответствие личностным
запросам посредством преобразования учебных планов, реализации
соответствующих парциальных программ.
3.3 Механизм изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) и включает в себя:
3.3.1. мониторинг образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) с использование анкетирования и устных
форм общения (Приложения 2,3,4);
3.3.2. анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных
потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей);
3.3.3. собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и
запросов;
3.3.4. выработку предложений по использованию результатов мониторинга при
подготовке
рекомендаций для согласования деятельности участников
образовательного процесса.
3.4. Деятельность педагогического коллектива ДОУ в рамках изучения
образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей) и согласования последующих действий по организации функционирования
образовательной системы ДОУ с учетом этих потребностей и запросов осуществляется
поэтапно в течение календарного года по алгоритму (Приложение 1).
3.5. Потребности и интересы детей фиксируются, анализируются и учитываются при
планировании на всех его уровнях (стратегическом и тактическом) по форме, утвержденной
данным Положением (Приложение 5).

Приложение 1
Алгоритм изучения образовательных потребностей
воспитанников и их родителей (законных представителей)
Содержание деятельности
I. Прогностический этап
1. Выявление образовательных
потребностей
и
запросов
воспитанников и их родителей
(законных представителей)
 потребности воспитанников
и родителей в выборе
образовательных областей


выбор парциальных
программ, отражающие аспекты
образовательных областей
 распределение часов
компонента образовательного
учреждения и части
формируемой участниками
образовательных отношений
 удовлетворенность
родителей (законных
представителей)
образовательным процессом
 развитие творческих
способностей и интересов через
участие в конкурсах,
олимпиадах, научно –
исследовательской
деятельности, выставках,
смотрах, физкультурноспортивных мероприятиях
2.Формирование
образовательных услуг:
Разработка учебного плана

II. Организационный этап
Информирование родителей
(законных представителей) о
возможностях ДОУ
Утверждение образовательной
программы
Утверждение учебного плана

Участники
образовательных
отношений

Воспитанники,
родители
(законные
представители)

Форма изучения

Ответственный

Наблюдение
за интересами
детей,
Анкетирование
родителей
Беседы с
педагогами

Старший
воспитатель

педагоги

Собеседование с
педагогами

Старший
воспитатель

Родители
(законные
представители)

Анкетирование
родителей

Старший
воспитатель

Педагоги
воспитанники

Анкетирование
воспитаттников,
родителей,
составление
рейтинга участия

Старший
воспитатель

Педагоги,
родители
(законные
представители)
Июнь-август
Родители
(законные
представители)
педагоги

Беседа,
анкетирование

Старший
воспитатель

Сайт ДОУ,
Родительские
собрания
Педагогический
совет
Педагогический
совет
Педагогический
совет

Старший
воспитатель,
педагоги
Директор

Наблюдение,
просмотры,
совещания,

Старший
воспитатель

педагоги

педагоги

Утверждение рабочих программ

педагоги

III. Практический этап
Реализация образовательной
программы

Сентябрь-май
Воспитанники,
родители
(законные

Директор
Директор

Реализация рабочих программ.

Анализ эффективности и
результативности используемых
программ.

представители),
педагоги
педагоги

Воспитанники,
родители
(законные
представители),
педагоги

анкетирование
Педагогические
советы,
методические
объединения
Педагогические
советы, совещания
при руководителе

Старший
воспитатель
Директор
Старший
воспитатель

Приложение 2
Анкета для родителей
Цель: получить от родителей будущих воспитанников информацию об интересах и
увлечениях детей, необходимую для проектирования системы дополнительного образования
Вашего ребенка в ДОУ.
Ход проведения. На организуемом в ДОУ родителей будущих воспитанников
администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:
Анкета
Уважаемый родитель! Жизнь в детском саду – это не только занятия, но и интересные,
увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно
адаптировался к жизни в учреждении, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на
следующие вопросы:
1. Что интересует Вашего ребенка больше всего?
_____________________________________________________________________________________
2.

Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:
- да;
- нет.
Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование
учреждения, где проходят занятия
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.

4.

Какое занятие доставляет ему наибольшую радость?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

5.

Что может его огорчить?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

6.

Назовите любимую игру Вашего ребенка?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Чем увлекаются члены Вашей семьи?
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Какое направление дополнительного образования Вы хотите для своего ребенка?
Подчеркните не более двух из перечисленных:
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- физкультурно-спортивное;
- научно-техническое (техническое творчество);
- эколого-биологическое.

7.

8.

Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько
воспитанников занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают;
какие направления деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей
наибольший интерес.

Приложение 3
Анкета для родителей (законных представителей)
(анкета используется в целях обследования мнения родителей (законных представителей) о
качестве образовательной деятельности ДОУ)
Просим внимательно отнестись к анкетированию и внимательно ответить на вопросы. Анкета
является анонимной. Указывать свое имя, Ваши личные данные не требуется. Ваше мнение
нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
1. Открытость и доступность информации, размещенной на официальном сайте. Полнота и
актуальность информации об организации и ее деятельности.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (информация отсутствует);
 плохо, не соответствует минимальным требованиям (информация представлена не
полностью, не структурирована, не актуальна);
 удовлетворительно, но со значительными недостатками (информация представлена
полностью, плохо структурирована, не актуальна);
 в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (информация представлена
полностью, хорошо структурирована, частично не актуальна);
 отлично, полностью удовлетворен(а) (информация размещена полностью, хорошо
структурирована, актуальна);
2. Наличие сведений о педагогических работниках организации.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (информация отсутствует);
 плохо, не соответствует минимальным требованиям (информация представлена не
полностью);
 удовлетворительно, но со значительными недостатками (информация представлена
полностью, но со значительными недостатками);
 в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (информация представлена
полностью, за исключением незначительных недостатков);
 отлично, полностью удовлетворен(а) (информация размещена полностью, размещена
актуальная информация);
3. Доступность взаимодействия родителей (законных представителей) с руководством,
педагогами ДОУ по телефону, по электронной почте, в том числе наличие возможности
внесения предложений, направленных на улучшение работы организации.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (взаимодействие с участниками образовательного
процесса не обеспечено);
 в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (взаимодействие между
участниками образовательных отношений возможно по телефону, налажено
взаимодействие по электронной почте);
 отлично, полностью удовлетворен(а) (обеспеченно взаимодействие между участниками
образовательных отношений по телефону, налажено взаимодействие по электронной
почте, обеспечена возможность проведения опросов (анкетирования) с целью изучения
мнений и получения предложений по разным направлениям деятельности
образовательной организации).
4. Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Материально-техническое и информационное обеспечение организации.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает
 удовлетворительно, но со значительными недостатками
 отлично, полностью удовлетворен(а)

5. Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации
питания воспитанников.
Оцените условия для охраны и укрепления здоровья:
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы);
 удовлетворительно, но со значительными недостатками;
 отлично, полностью удовлетворен(а) (организация оборудована всеми необходимыми
спортивными сооружениями;
Условия по организации питания воспитанников:
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы);
 отлично, полностью удовлетворен(а)
Наличие дополнительных образовательных программ.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (дополнительные образовательные программы
отсутствуют);
 плохо, не соответствует минимальным требованиям (реализуется всего 1 дополнительная
образовательная программа);
 удовлетворительно, но со значительными недостатками (реализуется 2 дополнительных
образовательных программа);
 в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (реализуются 3
дополнительные образовательные программы);
 отлично, полностью удовлетворен(а) (реализуются более 3 дополнительных
образовательных программ).
Наличие возможности развития творческих способностей и интересов воспитанников,
включая их участие в выставках, смотрах, спортивных мероприятиях, и других
массовых мероприятиях.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает; (условия для развития творческих способностей не
предоставлены);
 плохо, не соответствует минимальным требованиям;
 удовлетворительно (предоставлены условия для участия воспитанников только в
спортивных и творческих мероприятиях, только на муниципальном уровне)
 отлично, полностью удовлетворен(а) (предоставлены все условия для участия
воспитанников в мероприятиях разной направленности на муниципальном, региональном
и всероссийском уровнях).
Наличие возможности оказания психолого-педагогической помощи:
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает (отсутствуют условия для оказания психологопедагогической помощи);
 удовлетворительно, но со значительными недостатками
 отлично, полностью удовлетворен(а) (имеется возможность качественно оказывать
психолого- педагогическую помощь).
6. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников
Доброжелательность и вежливость работников.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает;
 удовлетворительно;
 в целом хорошо, но есть недостатки;
 полностью устраивает.

Компетентность работников
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает;
 удовлетворительно;
 в целом хорошо, но есть недостатки;
 полностью устраивает.
7. Общее удовлетворение качеством образовательной деятельности организации.
Удовлетворение материально-техническим обеспечением организации.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает;
 удовлетворительно;
 в целом хорошо, но есть недостатки
 полностью устраивает
Удовлетворение качеством предоставляемых образовательных услуг.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает;
 удовлетворительно;
 в целом хорошо, но есть недостатки;
 полностью устраивает.
Готовность рекомендовать организацию родственникам и знакомым.
Выберите один из вариантов ответа:
 неудовлетворительно, не устраивает;
 удовлетворительно;
 в целом хорошо, но есть недостатки;
 полностью устраивает

Приложение 4
Уважаемые родители!
Администрация МАДОУ «Сказка» просит Вас заполнить анкету, ответить на
вопросы, которые позволят адаптировать работу учреждения к потребностям
ребёнка и изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в
вопросах сотрудничества с детским садом
Анкета родителей
«Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества
детского сада и семьи»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие
- развитие нравственных качеств
- развитие умственных способностей
- развитие художественных способностей
- раннее обучение ребенка чтению, письму
- другое (что именно)
2. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то
через какие источники информации?
- у воспитателя
- у знакомых
- через специальную литературу
- в интернете
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов
детского сада?
- Информационную помощь
- диагностическую
- консультативную
- другую помощь (какую именно)
4. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов
детского сада?
- родительские собрания
- групповые дискуссии
- тематические консультации
- семинары-практикумы
- индивидуальные беседы и консультации
- информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт ДОУ
- тематические выставки, папки
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные
- посещение педагогами семьи
- другое (что именно)

5. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- о целях и задачах дошкольного образования
- о воспитательно-образовательных программах
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
- о дополнительных услугах
- об одежде ребенка
- о питании детей
- о гигиенических процедурах
- о психофизиологических особенностях ребенка
- об успехах ребенка
- об общении с ребёнком
- другое (что именно)
6. Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе?
- всегда
- иногда
- не вижу смысла на них смотреть
7. Ваш ребенок пользуется дополнительными услугами в ДОУ (какими):

8. Считаете ли Вы. Что у вашего ребёнка есть особые способности, таланты?
- затрудняюсь ответить
- нет
- да (какие)
9. Какое направление дошкольного образования Вы бы предпочли для своего
ребёнка? (не более 3-х пунктов)
- физическое развитие
- спортивная подготовка
- художественно-эстетическое направление
- интеллектуальное развитие
- эмоциональное развитие
- музыкальное развитие
- обучение иностранным языкам
- шахматы
- другое
10. За какие дополнительные услуги ДОУ Вы готовы платить:
- физическая подготовка (спортивная секция)
- обучение английскому языку
- обучение игре в шахматы
- обучение хореографии
- обучение пению
- обучение рисованию
11 .Ваши пожелания и предложения.
Большое спасибо за помощь!

Приложение 5
Мониторинг учета потребностей, интересов и инициатив детей при определении целей, задач, принципов и подходов к организации
образовательной деятельности
в группе
воспитатели
дата
Модель трех вопросов
Паутинка деятельности
/организации РППС
Таблицы
(в
ходе
утреннего и вечернего
круга)
Мониторинг ведения педагогического наблюдения и фиксации его результатов
в группе
воспитатели
дата
Наличие
экрана
наблюдения
Ежедневная
фиксация
результатов наблюдения
Фото, видео фиксация
Мониторинг итоговой фиксации результатов педагогического наблюдения
группа
30.10.20

дата
30.01.20

30.05.20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».