Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович 623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru ПРИНЯТО: на заседании совета МАДОУ «Сказка» Протокол № 04 « 15 » июня 2023 г. Учебный план Основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год 1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка» ГО Богданович 623530 Свердловская область, г. Богданович, улица Октябрьская дом 14 а Тел. / факс 8 (34376)5 71 53, e-mail: mkdouskazka@uobgd.ru, сайт: b10tvoysadik.ru ПРИНЯТО: на заседании совета МАДОУ «Сказка» Протокол № 04 « 15 » июня 2023 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные основания разработки учебного плана Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее ООП-ОП ДО) на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12.2020 № 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (вводятся в действие с 01.01.2021г.) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего образования 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). Учебный план разработан с учетом следующих принципов: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; 2 интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. принцип развивающего образования через взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей, партнерские взаимоотношения детей и взрослых; принцип преемственности через непрерывность образования с позиции самоценности каждого возраста; принцип открытости через расширяющуюся возможность педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей; принцип интегрирования содержания через интеграцию образовательных областей, приоритетных видов детской деятельности, форм работы с детьми в соответствии с их потребностями и образовательными возможностями; принцип научной обоснованности и практической применимости через активное использование в работе с детьми их собственного опыта; развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию. Учебный план МАДОУ «Сказка» является локальным нормативным актом, который устанавливает: перечень образовательных областей; объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД). Учебный план ООП-ОП ДО гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Программно-целевые основания разработки учебного плана (учебно-методический комплект Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП –ОП ДО): Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования разработан с учетом: возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников; парциальных программ, выбранных участниками образовательных отношений и учитывающих своеобразие МАДОУ «Сказка» по пяти образовательным областям Обязательная часть ООП-ОП ДО Часть, формируемая участниками образовательных отношений ООП-ОП ДО Физическое развитие Бойко В.В. Юные олимпийцы. Программа и Кирюхина Е.В. Формирование валеологической методические рекомендации по физическому культуры у детей дошкольного возраста. – М.: развитию детей дошкольного возраста. Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2009. «К здоровой семье через детский сад» для детей от 0 до 7 (8) лет и их родителей // научн. рук. М.Е. Верховкина, В.С.Коваленко. – М., 2014. Социально-коммуникативное развитие Коломийченко Л.В. «Дорогой света и добра». Парциальная образовательная программа Программа социально-коммуникативного дошкольного образования «СамоЦвет»: развития детей 3-7 лет. – М: Издательство дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В. «Сфера», 2014. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская; Коломийченко Л.В. Методические пособия к Министерство образования и молодежной политики 3 программе «Дорогой света и добра» для всех возрастных групп детского сада. – М: Издательство «Сфера», 2014. Шатова А.Д. Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: АСТ ЛТД, 1998 М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова Познаю себя: Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Издательство: Баласс, 2012 Познавательное развитие Лыкова И.А. Конструирование в детском Парциальная образовательная программа саду. Программа «Умелые ручки» и дошкольного образования «СамоЦвет»: методические рекомендации. – М.: Цветной дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. мир, 2014. Толстикова, Н. В. Дягилева, О.В. Закревская; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Министерство образования и молодежной политики Практический курс математики для Свердловской области, Государственное автономное дошкольников. Методические рекомендации. образовательное учреждение дополнительного Части 1, 2. – М.: Ювента, 2012. профессионального образования Свердловской Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка области «Институт развития образования». – – ступенька к школе. Практический курс Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. математики для дошкольников. Н.М. Родина «Добро пожаловать на карнавал»: Методические рекомендации. Части 3, 4 – Английский язык для детей 5-6 лет – М.: Ювента, М.: Ювента, 2014. 2002. Рыжова Н.А. Экологическое образование в Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Г.Р. Кислова «По дороге к детском саду. Части 1 и 2. Курс лекций с азбуке». Москва: «Баласс», 2001 г. видеоприложениями на DVD. – М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2010. Речевое развитие Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Г.Р. Кислова «По дороге Программа. Конспекты занятий. Методические к азбуке». Москва: «Баласс», 2011. рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации. Мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2011. Художественно-эстетическое развитие Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная образовательная программа Программа по ритмической пластике для дошкольного образования «СамоЦвет»: детей 3–7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. палитра», 2012. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская; Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное Программа музыкального воспитания детей 3-7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная образовательное учреждение дополнительного 4 палитра», 2012. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2014. профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН; Согласно календарному учебному графику ООП-ОП ДО 2023-2024 учебный год в МАДОУ «Сказка» начинается 1 сентября 2023 года и заканчивается 31 мая 2024 года. МАДОУ «Сказка» функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 11 часовое пребывание воспитанника в дошкольном учреждении. В МАДОУ «Сказка» функционирует 8 групп общеразвивающей направленности, 1 группа компенсирующей направленности. Общая численность контингента воспитанников на начало 2023-2024 учебного года составляет 207 человек: дети с 2 до 3 лет – 2 группы дети с 3 до 4 лет – 2 группы; дети с 4 до 5 лет – 2 группы; дети с 5 до 6 лет – 1 группа; дети с 6 до 7 лет – 1 группа; дети от 5 до 7 лет – 1 группа компенсирующей направленности. Учебный план имеет следующую структуру: обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений, и устанавливает соотношение между ними. Обязательная часть Программы в группах общеразвивающей направленности составляет не менее 60 % от общего времени, отводимого на ее освоение. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса позволяет реализовать социальный заказ на образовательные услуги. В обязательной части учебного плана ООП-ОП ДО определено время на реализацию содержания дошкольного образования по пяти образовательным областям в разных видах детской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Физическое развитие Забота о физическом и психическом здоровье детей Приобщение к физической культуре Познавательное развитие Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Развитие познавательно-исследовательской деятельности Формирование элементарных математических представлений Конструирование Речевое развитие Развитие речи Социально-коммуникативное развитие Общение с детьми 5 Развитие игровой деятельности Развитие коммуникативных умений Формирование культуры безопасности Знакомство с трудом взрослых Расширение опыта самообслуживания Приобщение к труду Художественно-эстетическое развитие Художественная литература и фольклор Художественно-продуктивная деятельность Музы Образовательная деятельность с детьми по освоению содержания образовательных областей отражена в расписании непрерывной образовательной деятельности. Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) установлено в соответствии с СанПиН, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп. Продолжительность НОД: для детей с 2 до 3 лет – не более 10 минут; для детей с 3 до 4 лет – не более 15 минут; для детей с 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей с 5 до 6 лет – не более 25 минут; для детей с 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: для детей от 2 до 3 лет – не превышает 10 минут; для детей с 3 до 4 лет – не превышает 30 минут; для детей с 4 до 5 лет – не превышает 40 минут; для детей с 5 до 6 лет – не превышает 45 минут; для детей с 6 до 7 лет – не превышает 1,5 часа / 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. НОД по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются НОД по физическому развитию детей на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Принятые в учебном плане сокращения и обозначения: * - реализация образовательных задач в совместной деятельности педагога с детьми; - деятельность не предусмотрена НОД – непосредственно образовательная деятельность. 1/15 – первая цифра означает количество НОД (условный час) с детьми, вторая продолжительность НОД в минутах 0,5/25 - НОД проводится один раз в две недели, первая цифра означает количество НОД (условный час) с детьми, вторая продолжительность НОД в минутах 0,5/25 Примечание. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. 6 Учебный план основной общеобразовательной – образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год группы общеразвивающей и компенсирующей направленности Образовательная область Вид деятельности детей Количество НОД в неделю Возрастные категории детей, группы 4-5 лет 5-6 лет 3-4 года ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Двигательная Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие 6-7 лет ГОН ГКН 3/45 3/60 3/75 3/90 3/90 Познавательноисследовательская Коммуникативная Коммуникативная (логопедическое) Познавательноисследовательская /игровая 1/15 1/15 - 1/20 1/20 - 1/25 1/25 - 1/30 1/30 1/30 - 1/30 1/30 1/30 2/60 1/25 1/30 1/30 Музыкальная 2/30 2/50 2/60 2/60 2/40 Изобразительная (рисование, 2/30 2/40 3/60 3/60 3/75 лепка, аппликация) 9/135 9/180 11/275 12/360 14/420 Количество НОД в обязательной части ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Образовательная Вид детской деятельности Количество НОД в неделю область Возрастная категории детей, группа 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет ГОН ГКН Речевое развитие Коммуникативная 1/30 1/25 СоциальноПознавательнокоммуникативное исследовательская / развитие игровая Игровая 1/15 1/20 7 1/25 1/30 1/30 - - - Физическое развитие Познавательноисследовательская «Разговор о правильном питании» Количество НОД в части, формируемой участниками образовательных отношений Общее количество НОД Максимально допустимый объем образовательной нагрузки (минут) - - - 1/30 - 1/15 1/20 2/50 3/90 1/30 10 150 минут 10 200 минут 13 325 минут 15 450 минут 15 450 минут 8 Учебный план основной общеобразовательной – образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год группа раннего возраста Образовательная область Вид деятельности детей Количество часов в неделю (минуты/кол-во периодов) Обязательная часть образовательной программы Социальнокоммуникативное развитие • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками 10 мин (1) Познавательное развитие • Экспериментирование с материалами и веществами 10 мин (2) Речевое развитие • Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого 20 мин (2) Физическое развитие • Двигательные формы активности 30 мин (3) Художественноэстетическое развитие • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок 20 мин (2) Итого в обязательной части 90 мин (9) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательное Экспериментирование развитие с материалами и веществами 10 мин. (1) 10 мин. (1) 100 мин (10) Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Максимально допустимый объем образовательной нагрузки 9