04.07.2022
Мы вам рады, мы вас ждем
Будем вместе день за днем!
ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ГРУППА
«ЯРКИЕ ОДУВАНЧИКИ»
Наш девиз:
Мы - одуванчики милые,
пушистые, красивые!
С
детьми работают:
ИРИНА ВИКТОРОВНА БЕЛЯЕВА
воспитатель высшей квалификационной категории
стаж работы 32 года
Младший воспитатель
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА МАНОЙЛОВА
01.09.2023
Росто-весовые характеристики
Средний вес девочек изменяется от 16 кг
в четыре года до 18,4 кг в пять лет, у мальчиков – от 17 кг в четыре года до 19,7 кг в пять лет. Средняя длина тела
у девочек изменяется от 100 см в четыре года до
109 см в пять лет, у мальчиков
– от 102 см в четыре года до 110 см в пять лет.
Функциональное созревание
Данный
возраст характеризуется интенсивным созреванием нейронного аппарата
ассоциативной коры больших
полушарий. Возрастание специализации корковых зон и межполушарных
связей. Правое полушарие является ведущим.
Продолжается развитие скелета, мышц, изменяются пропорции
тела. Слабо, но проявляются различия
в строении тела мальчиков и девочек.
Психические функции. Ведущим психическим процессом
в данном возрасте
является память. В четыре-пять лет интенсивно формируется произвольная память, но эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. Начинает
формироваться опосредованная память,
но непосредственное запоминание преобладает. Возрастает объем памяти, дети запоминают до 7-8 названий
предметов.
К концу пятого года жизни восприятие
становится более развитым. Интеллектуализация
процессов восприятия – разложение предметов
и образов на сенсорные эталоны.
Восприятие опосредуется системой
сенсорных эталонов и способами обследования. Наряду с действиями идентификации и приравнивания к образцу, интенсивно
формируются перцептивные действия наглядного
моделирования (в основном, через продуктивные виды деятельности). Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку
— величине, цвету; выделить такие параметры,
как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Основной характеристикой мышления
детей четырех-пяти лет является эгоцентризм. Наряду с интенсивным развитием образного мышления и расширением
кругозора, начинает формироваться наглядно- схематическое мышление.
Интенсивно формируется воображение. Формируются такие его особенности, как беглость, гибкость.
С четырех лет внимание становится произвольным, увеличивается устойчивость произвольного внимания. На пятом году жизни улучшается произношение звуков и дикция, расширяется словарь, связная и диалогическая речь. Речь становится предметом активности детей. Для
детей данного возраста характерно словотворчество. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. В период четырех-пяти лет формируются основы познавательной активности и любознательности.
Детские виды деятельности. На пятом году жизни ребенок осваивает сложную систему норм и правил,
принятых в социуме.
Формируется развернутая сюжетно-ролевая игра, где центральным содержанием выступает
моделирование системы человеческих отношений в ходе выполнения игровой роли. В данном возрасте в игре дети различают игровые
и реальные отношения, характерна ролевая речь.
Конфликты чаще возникают в ходе распределения ролей, роли могут меняться
в ходе игры. Игра носит процессуальный, творческий
характер. Детям доступны игры с
правилами, дидактические игры. Развивается
изобразительная деятельность. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности, замысел смещается с конца
на начало рисования. Дети могут рисовать
основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.
д.
Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по образцу, доступно
конструирование по схеме, по условию
и по замыслу, а также планирование последовательности действий.
Продуктивные виды деятельности способствуют развитию мелкой моторики
рук.
Коммуникация и социализация. В общении
со взрослыми интенсивно формируются внеситуативные
формы общения, в частности - внеситуативно-познавательная форма общения, возраст «почемучек» приходится именно на
четыре-пять лет. У детей формируется потребность в уважении со стороны
взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Со сверстниками продолжает формироваться ситуативно-деловая форма общения, что определяется развитием
развернутой сюжетно-ролевой игры и совместными
видами деятельности со сверстниками. При
этом, характер межличностных отношений отличает ярко выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую
значимость сверстника, ребенок болезненно реагирует
на похвалу другого
ребенка со стороны
взрослых, конфликтность со сверстниками также характерна для данного возраста.
В группе формируется стабильная структура взаимоотношений между детьми, определяющая социометрический статус каждого
ребенка.
Саморегуляция. В период от четырех
до пяти лет существенно возрастает роль регулятивных механизмов поведения. Потребность в самовыражении (стремление быть компетентным в
доступных видах деятельности) определяет развитие
произвольности. В игре ребенок может
управлять собственным поведением, опираясь на систему правил, заложенных в данной роли. Ребенку
доступно осознание основных
правил поведения в ходе общения
и поведения в социуме. Речь начинает выполнять
роль планирования и регуляции поведения. Интенсивно формируются социальные эмоции (чувство стыда, смущение, гордость,
зависть, переживание
успеха-неуспеха и др.).
Личность и самооценка. У ребенка интенсивно формируется периферия
самосознания, продолжает
формироваться дифференцированная самооценка. Оценка взрослого, оценка взрослым других детей, а также механизм сравнения
своих результатов деятельности с результатами других детей оказывают существенное влияние на характер
самооценки и самосознания. Появляется краткосрочная временная перспектива (вчера-сегодня-завтра, было-будет).