01.09.2023
Вторая младшая группа (четвертый год жизни)
Росто-весовые характеристики
Средний вес у мальчиков к четырем годам
достигает 17 кг, у девочек – 16 кг. Средний рост у мальчиков к четырем годам достигает 102 см, а у девочек
- 100,6 см.
Функциональное созревание
В данном возрасте уровень развития
скелета и мышечной системы определяет возможность формирования осанки, свода
стопы, базовых двигательных стереотипов.
Продолжается формирование физиологических систем организма: дыхания,
кровообращения терморегуляции,
обеспечения обмена веществ.
Данный
возраст характеризуется интенсивным созреванием нейронного аппарата
проекционной и ассоциативной коры больших полушарий.
Психические функции. В три-четыре года память ребенка
носит непроизвольный, непосредственный характер. Наряду с непроизвольной памятью,
начинает формироваться и произвольная память.
Ребенок запоминает эмоционально значимую информацию. На основе накопления представлений о предметах окружающего мира у ребенка интенсивно развивается образное мышление, воображение. Продолжается формирование речи, накопление словаря,
развитие связной речи.
В три-четыре года внимание ребѐнка
носит непроизвольный, непосредственный характер. Отмечается двусторонняя связь восприятия и внимания – внимание
регулируется восприятием (увидел
яркое – обратил внимание). В младшем дошкольном возрасте развивается
перцептивная деятельность. Дети от
использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно
выработанным средствам восприятия. К концу младшего
дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и
до семи и более цветов,
способны дифференцировать предметы
по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса
и во всех знакомых ему помещениях образовательной организации.
Детские виды деятельности. Система значимых отношений ребенка с социальной средой определяется возможностями
познавательной сферы, наличием образного мышления, наличием самосознания и начальными формами
произвольного поведения (действие
по инструкции, действие по образцу). Социальная ситуация
развития характеризуется выраженным интересом
ребенка к системе социальных отношений между людьми (мама-дочка,
врач-пациент), ребенок хочет
подражать взрослому, быть «как взрослый». Противоречие между стремлением быть
«как взрослый» и невозможностью
непосредственного воплощения данного стремления приводит к формированию игровой деятельности, где ребенок в доступной для него форме отображает систему человеческих взаимоотношений, осваивает и применяет
нормы и правила общения и взаимодействия человека в разных сферах жизни. Игра детей в три-четыре года отличается однообразием сюжетов, где центральным
содержанием игровой деятельности является действие с игрушкой, игра протекает либо в индивидуальной форме, либо в
паре, нарушение логики игры ребенком не опротестовывается.
В данный период начинают формироваться продуктивные виды деятельности, формируются первичные навыки рисования, лепки, конструирования.
Графические образы пока бедны, у
одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть
более детализированы. Дети начинают
активно использовать цвет.
Большое значение для развития
мелкой моторики имеет лепка. Дети способны под руководством
взрослого вылепить простые
предметы.
Конструктивная деятельность в младшем
дошкольном возрасте ограничена возведением несложных
построек по образцу и по замыслу.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми, наряду с ситуативно-деловой формой общения, начинает
интенсивно формироваться внеситуативно-познавательная форма общения, формируются основы познавательного общения.
Со сверстниками интенсивно формируется ситуативно-деловая форма общения, что определяется становлением игровой деятельности и необходимостью согласовывать действия с другим ребенком в ходе игрового
взаимодействия. Положительно-индифферентное отношение
к сверстнику, преобладающее в раннем возрасте,
сменяется конкурентным типом отношения к сверстнику, где другой ребенок выступает
в качестве средства
самопознания.
Саморегуляция. В три года у ребенка преобладает ситуативное
поведение, произвольное поведение, в основном, регулируется взрослым. При этом, ребенок может действовать по инструкции, состоящей
из 2-3 указаний. Слово играет в большей
степени побудительную функцию,
по сравнению с функцией торможения. Эмоции выполняют регулирующую роль, накапливается эмоциональный опыт, позволяющий предвосхищать действия ребенка.
Личность и самооценка. У ребенка начинает формироваться
периферия самосознания, дифференцированная самооценка. Ребенок, при осознании
собственных умений, опирается
на оценку взрослого, к четырем годам ребенок начинает
сравнивать свои достижения с достижениями
сверстников, что может повышать конфликтность между детьми. Данный возраст связан
с дебютом личности.