ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

20.11.2023

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

ü Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);

ü защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

ü обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); 

ü признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

ü защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

ü защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

ü меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

ü за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

ü за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный кодекс РФ гарантирует:

ü право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

ü право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

ü меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

ü немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

ü жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                           

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

ü Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех;

ü Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

ü Безработица или постоянные финансовые трудности;

ü Супружеские конфликты;

ü Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

ü Нежеланный ребёнок;

ü Умственные или физические недостатки ребёнка;

ü Трудный ребёнок;

ü Статус беженцев, вынужденных переселенцев.

В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

 

Признаки неблагополучия ребёнка в семье:

Ø Ребёнок не ухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).

Ø На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют.

Ø Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

Ø Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождения синяков и ссадин.

Ø Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре занятости и не имеют постоянного источника дохода.

Ø Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

   Признаки физического насилия в семье:

*    Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.

*    В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д.

*    В боязни идти домой.Хочу такой сайт

*    В жестоком обращении с животными.

*    В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.Хочу такой сайт

*    В стремлении скрыть причину травм.Хочу такой сайт

При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

     

                                   Показатели неблагополучия семьи

 

Социально-экономические:

*    Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.

*    Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.

*    Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и денежных средств (пособий на ребёнка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.

*    Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.

*    Необеспеченность ребёнка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.

*    Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.

*    Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Медико-санитарные:

*    Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.

*    Отсутствие в доме электричества, отопления.

*    Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.

*    Не ухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.

*    Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи.

*    Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.

 

Социально-демографические:

*    Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.

*    Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).

*    Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.

*    Родители или один из них посещает деструктивную секту.

*    Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогические:

*    Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.

*    Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.

*    Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.

*    Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.

*    Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.

*    Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминально-аморальные.

*    Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.

*    Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.

*    Аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).

*    Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.

*    Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

*    Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.

*    Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома

памятка.для вос-лей проф.жест.обр.с детьми .docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».