Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Прием ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
МАДОУ "Сказка" осуществляет обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся:
- адаптированная образовательная программа для детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР;
- индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ, посещающих группу общеразвивающей направленности.
В Центрепсихолого-педагогическая служба сопровождения(учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.Обследование и сопровождение детей ППк осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для коррекционно-развивающей работы с детьми:
- кабинет психологической разгрузки;
- 2 кабинета учителя-логопеда;
- кабинет учителя-дефектолога.
Для реализации АОП:
- физкультурный зал "Олимпионик";
- музыкальный зал "Цветочный хоровод";
- кабинет "Умная игрушка";
- комната "В гостях у сказки";
- комната "Чудеса живой природы";
- бассейн "Водяные лилии";
- изостудия "Вернисаж";
- картинная галерея;
- комната безопасности;
- методический центр "Креатив"
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
комната "Чудеса живой природы";
комната сказок;
экологическая тропа;
огород
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ включает в себя:
- учебно-методическую литературу
- наглядные пособия
- периодические издания профессиональной направленности
- художественную литературу, энциклопедии для дошкольников
Имеется подборка видеоматериалов и аудиотека по содержанию ООП ОП ДО.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации режима двигательной активности, развития физических качеств
дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, в МАДОУ "Сказка"оборудованы:
- просторный физкультурный зал с наличием в нем оборудования для развития движенийи игр детей; спортивные снаряды и атрибуты для организации бега, ходьбы, лазания,метания, подвижных игр;
- бассейн;- организуются уголки ФИЗО в группах с наличием в них оборудования для развитиядвигательной активности и физических качеств; оборудование для профилактикиплоскостопия и закаливающих процедур;
- площадки для прогулок по количеству групп с игровым оборудованием;
- оснащенная спортивная площадка на улице.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ "Сказка" обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, групп, помещений для практических занятий, а также территории, прилегающей к ДОУ.
ДОУ оснащено техническим, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными материалами, инвентаремдля развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В МАДОУ "Сказка" обеспечена доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностямиздоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательнаядеятельность; организовансвободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, киграм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детскойактивности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Современное
российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование
для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей. Одним из основных
принципов, на которых основана государственная политика Российской Федерации в
области образования, является общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся с
особыми образовательными потребностями. Уважаемые
посетители! Предлагаем
Вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в здание нашей
образовательной организации инвалидам и другим маломобильным гражданам, об
особенностях оказания им услуг и о дополнительной помощи со стороны персонала
организации. Предоставление услуг на объекте Пути движения
к объекту Вдоль территории МАДОУ "Сказка" проложен тротуар, позволяющий
движение на коляске. Рядом с МАДОУ "Сказка" имеется автостоянка, при
выезде со стоянки на тротуар (к калитке МАДОУ "Сказка") есть
занижение бордюра, для удобства инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
На калитке
размещена табличка контрастного цвета "кнопка вызова персонала",
выполненная, в том числе, шрифтом Брайля (доступность для инвалидов:по слуху,по
зрению,с нарушением опорно-двигательного аппарата), имеется информация с
номером телефона 8 (34376)57155для обращения инвалидов о помощи
сопровождения к месту предоставления услуги.
На
территории имеется навигация, позволяющая определить направление движения.
Центральный вход в МАДОУ "Сказка" оборудован пешеходной дорожкой с поручнями и бордюрами, пандусом. Пандус, ступени крыльца имеют контрастную маркировку(доступность для инвалидов:по слуху, по зрению, с нарушением опорно-двигательного аппарата, колясочников).
На входе в
зданиеразмещена табличка контрастного цвета "кнопка вызова
персонала", выполненная, в том числе, шрифтом Брайля.
Пути движения внутри МАДОУ "Сказка"
Внутренние
лестничные марши между этажами имеют поручни для детей, контрастную маркировку
краев верхней и нижней ступеней.
Перемещение внутри здания маломобильных групп населения и инвалидов организовано с помощью ответственных сотрудников организации за сопровождение (при необходимости) (доступность для инвалидов по слуху,по зрению,с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Помещения, места обслуживания
инвалидов
Предоставление
услуг для инвалидов и МГН организовано на первом этаже здания.
Оказание
ситуативной помощи инвалидам при учреждении предоставляется сопровождающими.
(доступность для инвалидов по слуху,по зрению,с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Санитарно-гигиенические
помещения
Санитарно-гигиеническое помещение расположено на первом этаже здания. В нем
имеется поручень, нанесена контрастная разметка.
(доступность для инвалидов по слуху,по зрению,с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Предоставление услуг в дистанционном режиме
(доступность для инвалидов по слуху,по зрению,с нарушением опорно-двигательного аппарата)
По телефону:
8 (34376) 5 71 53
Письменно в электронном виде с помощью сервисов:
E-mail:mkdouskazka@uobgd.ru
раздел "Электронная приемная"на
официальном сайтеhttps://b10.tvoysadik.ru/org-info/employee-card?id=21#director-feedback
Мы
предоставим Вам следующие услуги в дистанционном формате:
- получение информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов;
- о совершении других необходимых для получения услуги действий; получение информации о деятельности образовательной организации (реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми);
- консультирование и информирование
родителей (законных представителей) воспитанников по порядку приема (зачисления),
порядку предоставления компенсации родительской платы; - - по вопросам обучения и
воспитания, ознакомления с нормативными локальными актами учреждения и др.
Ссылки на
нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных
групп населения и инвалидов:
https://pravo.edusite.ru/GovernmentDecree-29-03-2019-N-363.pdf
https://pravo.edusite.ru/Order-of-Rosobrnadzor-10-06-2019-N-796.pdf
https://pravo.edusite.ru/Convention-on-Rights-Persons-with-Disabilities.pdf
https://pravo.edusite.ru/Constitutional.pdf https://pravo.edusite.ru/SP-59-13330-2012.pdf
Специальные условия питания
Мероприятия по организации питания проводятся согласно 20-ти дневного меню с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для детей дошкольного возраста для двух возрастных категорий: для детей с 1 года до 3 лет, и для детей с 3 - х до 7 (8) лет и с учетом сезонных особенностей.
При имеющихся аллергических заболеваниях или противопоказаниях по отдельным продуктам, разрабатывается отдельное меню.
Детям инвалидам предоставляется бесплатное питание.
Специальные условия охраны здоровья
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, в томчисле детей инвалидов. детей с ОВЗ (с учетом рекомендаций ТПМПК, программ реабилитации инвалида), путем оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведения закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В Центре проводится ежедневный утренний фильтр детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям.
Два раза в неделю воспитатели проводят осмотр детей на педикулез. Два раза в месяц осмотр проводит врач педиатр и медицинская сестра ГБУЗ ЦРБ. Результаты осмотра заносят в специальный журнал.
Ежегодно на начало календарного года заключается договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников между дошкольным учреждением и детской поликлиникой.
Системность деятельности дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения воспитанников отражается в содержании реализуемой ООП ОП ДО. В Центре систематизированы: инструкция по охране жизни и здоровья детей, инструкция по безопасности в местах массового пребывания детей, инструкция по пожарной безопасности.
Образовательный процесс организуется в рамках календарно-тематического планирования на основе принципа событийности в разных видах детской деятельности и культурных практиках. Такая организация образовательного процесса позволяет использовать ресурсы сетевого взаимодействия в решении образовательных и воспитательных задач, а также задач здоровьесбережения участников образовательных отношений.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
В Центре проводится систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным картам.
В МАДОУ «Сказка» гибкий оздоровительный режим оздоровительных и профилактических мероприятий, которые объединены игровым содержанием и названы «Минутками здоровья», которые включают в себя различные виды терапии:
- Аромотерапия (использование ароматических подушечек «Здоровый сон» с успокоительным сбором трав);
- музыкотерапия;
- арт-терапия;
- используются элементы кинезотерапии, деревотерапии.
В оздоровительном режиме распределены разнообразные виды массажа:
- точечный массаж по А.А. Уманской;
- дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой;
- аурикулярный массаж «Поиграем с ушками» по методике М.С.Норбекова;
- массаж рук З.И.Бересневой;
- самомассаж В.Н.Бересневой
- закаливающий массаж ступней «Поиграем с ножками» З.И.Бересневой,
- гимнастика мозга по П.Деннисону, комплексы упражнений В.В. Крючкова и В.Н.Зуева.
Осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
·Витаминизированное питье;
·Ходьба по «Тропе здоровья» с элементами коррегирующей гимнастики;
·Профилактика заболеваний горла по В.Т. Кудрявцеву;
·Босохождение (летом)
·Воздушные ванны;
·Обширное умывание;
·Контрастное закаливание;
·Ионизация воздуха;
·Использование бактерицидных ламп.
В МАДОУ "Сказка" имеется медицинский кабинет (изолятор, процедурный кабинет, непосредственно медицинский кабинет).
В МАДОУ "Сказка" работает медицинская сестра.Медицинское обслуживание осуществляется ежегодно по договору с ГАУЗ СО «Богдановичская ЦРБ», в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профилактические осмотры).
Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
-проведение профилактических осмотров;
-мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
-осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
-осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
-осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
·
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАДОУ "Сказка" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, интерактивное оборудование, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В процессе обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ обеспечивается доступ к следующим электронным образовательным ресурсам:
- Интерактивное пособие "Игры для тигры" для коррекции речевых нарушений дошкольников;
- Программно-аппаратный комплекс «Колибри. Лаб»
В составе:
-ПАК «Колибри»
-УМК «Микромир»
- учебный микроскоп с набором для экспериментов, набор готовых микропрепаратов
с комплектом стекол, документ-камера, методические рекомендации и инструкции
1.
В программно-образовательный комплект входят приложения для формирования
естественнонаучных представлений, развития у дошкольников памяти, внимания, реакции,
мыслительных процессов: «Среда обитания», «Викторина», «Собирай фрукты»,
«Пазл», «Лабиринт», игра «Противоположности» и др. с представлением возможности
замены содержимого и создание новых игр, пазлов и лабиринтов.
- Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
2.
Программное обеспечение для интерактивного просмотра книг и создания 3D книг.
- Аудиотека музыкальных и литературных произведений.